"Безумство" по понедельникам: Джоан Харрис - дубль 5
na_shpilke — 26.11.2013
И снова всех с понедельником! А значит, в эфире еженедельный
"безумно-стильный" выпуск, к которому мы незамедлительно и
приступаем. Пятый сезон "Безумцев" принес с собой (наконец!)
переломный момент - официальное и масштабное начало новой эпохи,
революционных 60х. Так что на протяжении последних недель вы
видели, как
наряды одних героинь
красноречиво приветствовали приход новой моды, в то время как
другим, кажется, надолго придется
остаться за бортом стремительно плывущей лодки новой моды. В
таком контексте сегодняшняя героиня и трансформация (или нет?) её
образа выглядит особенно интересной, ибо в одночасье из
обладательнины актуального для своего времени типажа на
превратилась в "стильного" аутсайдера.
На протяжении 4х "безумных" сезонов, пока эпоха 50х все еще
отказывалась сдавать свои позиции, Джоан Харрис активно
наслаждалась положением символа женственного сексапила. Ибо
пышно-округлые женственные формы сообщали её образу как раз такой
"заряд", который превращал Джоан в реальный аналог одной из самых
желанных женщин того времени:
И если на кухне своего загородного дома позавчерашние
солдаты,вернувшие после Второй Мировой, мечтали о нежной (немного
инфантильной и несамостоятельной) "нью-луковской" принцессе, то
смелые фантазии бывших фронтовиков были посвящены женщине несколько
иного типажа и заряда - куда более аппетитной и откровенной в
подчеткивании собственной сексуальности. И curvaceous Джоан даже в
самым сдержанных её деловых платьях (правда, насыщенным и
"страстных" цветов) была ходячей фантазией для мужчин в офисе,
воплощением откровенного женского сексапила:
И тем сложнее для неё (и для её округлой "песочно-часовой"
фигуры) оказывается необходимость вписать себя в абсолютно новый (и
во многом чуждый для неё) контекст моды 60х. Именно потому в 5-ом
сезоне для первой встречи зрителя с Джоан художники по
костюмам выбрали следующий образ:
Недавно родившая и хронически усталая Джоан, кажется, с
радостью проспала бы время грандиозных перемен в собственной уютной
спальне. Не зря этот её домашний костюм прямиком отсылает нас к
другой героине, которой не слишком-то комфортно в новой стильной
эпохе:
В США 60-е оказались временем нового поколения, новых
ценностей и новых надежд. Что, естественно, не могло не сказаться и
на новой моде. Нежные жентсвенные "цветочные" платья уходят в 60х
на второй план вместе с убер-сексуальным обликом a-la Мерилин.
Передовые позиции теперь отдаются более динамичной и энергичной
моде: яркие цветовые сочетания, активные и геометрические рисунки,
более четкий геометричный крой.
Мода 60х это мода молодых - женщин, которые, по крайней мере на
поверхности, не ждут быть выбранными или спасенными. Эти молодые
женщины больше не хотят оставаться в тылу - они хотят протестовать,
быть активными и выбирать сами. Секс и сексуальность перестают быть
завуалированным инструментом для достижения женских целей,
превращаясь в инструмент провокации и протеста. Поэтому на смену
обтягивающему миди-платью приходит мини-юбка. Твигги приходит на
смену Мерилин:
И это столкновение Джоан с новой реальностью замечательно
передают костюмы в сцене её возвращения в офис:
Живущая своими (устаревшими для новой эры) представлениями
Джоан выбирает для этого случая плотно обтягивающее её платье из
гладкого шелковистого, фактически вечернего материала в розовом
a-la Мерилин цвете. Её образ с огромным вырезом, с инкрустацией на
манжетах явно не рабочий, но скорее...вечерний, будуарный.*
(*) Держите это пока в мыслях, ибо к будуару в контексте Джоан
мы еще вернемся. И неоднократно.
И что же ждет Джоан в офисе, куда она пришла просить начальство
(мужчин!) поскорее вернуть её на работу, используя хорошо знакомые
её женские уловки? Здесь её в первую очередь встречает Меган -
женщина новой формации в платье a-la Твигги.
Однако, работа и офис - не единственное, где Джоан предстоит
испытать ветер перемен в этом сезоне. Семейный отношения и
непростой муж - еще один фронт, требующий от неё стильной битвы.
Муж Джоан - врач, чья карьера не задалась в пределах Нью-Йорка, что
и подтолкнуло его подписать контракт и уйти в армию военным врачом.
В пятом сезоне мы становимся свидетелями его возвращения домой с
фронта. И в чем приветствует его Джоан?
В платье в крупные красные розы. Когда-то я уже писла
здесь о том, что художники по костюмам Mad Men,
исходя из типажа Джоан, считают, что самым подходящим для неё
цветком является крупная распустившаяся красная роза. Это же и
цветы, которые дарят Джоан мужчины, и розы выбирает она для своих
платьев и украшений. Красная роза - символ страсти и любви, и
именно на страсть, которую вызывает похожая на Мерилин Монро Джоан,
делает героиня большие ставки. Так что выбор такого наряда для
встречи мужа не удивителен - это скорее продолжение шаблона:
Интересным же оказывается то, что происходит далее, в том числе в
контексте костюмов. Семейный ужин в ресторане вылившийся в семейную
сцену вылившуюся в семейный скандал, в результате которого Джоан
принимает решение раз и навсегда выгнать из собственной жизни
неудачного супруга:
В обеих сценах наряд Джоан противопоставлен наряду её матери.
Если первая решительная, сильная, самостоятельная, что и отражено в
её однотонном лаконичном платье глубокого винного оттенка (в лучших
традициях истинной Джоан - она женщина-колонна насыщенного цвета).
То её мать, отговаривающая Джоан от опрометчивого решения, одета в
классическом "цветочном" платье в лучших традициях 50х =>
подобное платье вполне можно представить на молодой Бетти в начале
её первого брака.
Однако решение принято и Джоан не планирует отсупать, поэтому по
возвращению в офис, уже в качестве женщины с грядущим разводом,
как это верно и точно подметили до меня в другом источнике,
мы видим её такой - закончилось то, что она принимала за
любовь, и на смену лету пришла грустная осень:
Что же касается других её деловых нарядов, то часть из них
балансирует традиционную Джоан с новыми веяниями, вплоть до
использования элементов, обычно свойственных нарядам Пегги - как
будто Джоан признает, что пришло время и ей поучиться у своей
"младшей сестренки":
Однако, даже если сама Джоан вполне готова прислушаться в
новому ветру перемен, это не означает, что к этому готовы
окружающие её мужчины, для которых она и сейчас - ходячий сексапил
и воплощение давних желаний о женщине в стиле Мерилин Монро. И, что
самое грустное, отождествляя Джоан с женщиной a-la Мерилин, мужчины
приписывают ей соответствующие качества о том, что "бриллианты -
лучшие друзья девушек" и любую можно купить, если назначить
правильную цену. И потому совсем не случайно в одной из серий
сезона имеет место следующая сцена вечера мужского руководства
Sterling Cooper в так называетмо "клубе для джентельменов":
Так что желание одного из
потенциальных клиентов провести ночь с Джоан в обмен на контракт у
большинства руководства Sterling Cooper не вызывает противостяния.
Некоторые даже спешат уговорить Джоан, подсказывая подходящую
"цену":
В некоторых других источниках присутствие анимального принта
на Джоан приписывается её решительности и силе, однако мне видится
здесь неколько иной смысл:
Такая отделка ворота похожа здесь на [в анимальном контексте]
на змею, отсылая нас к эдемовскому контексту: Ева и змей,
уговаривающий её соверщить первородный грех. Так же и Пит,
уговаривающий Джоан на необратимый шаг, сулящий награду,
убеждающий, что в этом нет ничего предосудительного и страшного -
подбирающийся к голу и удушающий её предположением, что она -
"женщина на продажу". Чтобы в конце-концов в образе Джоан
произошло возвращение к тому "будуарному контексту", намек на
который мы уже видели раньше:
Что интересно, во втором сезоне нам уже доводилось видеть
Джоан в очень похожем наряде: черном и блестяще-гладком коктейльном
платье с большим вырезом - тогда самый пожилой партнер рекламной
фирмы дал ей ценный совет: не тратить собственную молодость и
красоту на недостойных мужчин:
Как показал опыт лет, недостойными в окружении Джоан оказались
практически все мужчины... Наверное и потому после этого вечера
художники по костюмам одели её в шелковый зеленый халат. Есть, кто
говорят, что это символ денег, но такой зеленый - еще и
традиционный цвет отравы, "змеиного яда", которым Джоан теперь
безвозвратно отравлена:
И подобное отношение мужчин к ней, кажется, не оставляет Джоан
шансов, как принять правила подобной игры и либо быть женщиной в из
понимании, либо надеть на себя мужской костюм и стать одним из
равноправных партнеров:
Вопрос лишь в том, удастья ли ей убедить и себя, и окружающих
её мужчин в существовании "новой Джоан", дабы раз и навсегда
поменять расстановку сил в фирме, или для всех она так и останется
женщиной в обтягивающем красном платье? Станет ли этот
красный цветом силы или так и останется символом секса и
страсти?
Узнаем мы это уже в следующем в этой серии посте. Продолжение
следует...