Безумие Свифта
dr_serbskij — 30.11.2010 — Литература Теги: ДжонсонЯ всегда ненавидел все нации, профессии и всякого рода сообщества; вся моя любовь обращена к отдельным людям: я ненавижу, например, породу законников, но люблю адвоката имярек и судью имярек; то же самое относится и к врачам (о собственной профессии говорить не стану), солдатам, англичанам, шотландцам, французам и прочим. Но прежде всего я ненавижу и презираю животное, именуемое человеком, хотя от всего сердца люблю Джона, Питера, Томаса и т. д. Таковы воззрения, коими я руководствовался на протяжении многих лет, хотя и не высказывал их, и буду продолжать в том же духе, пока буду иметь дело с людьми.
Джо́натан Свифт
… появился на свет через семь месяцев после смерти отца, 30 ноября 1667 года, в День святого Эндрю.
Вскоре после этого его мать, Эбигейл Эрик из Лестершира, переехала из Англии в Ирландию, в Дублин. По другим данным он родился в самом Дублине, где потом служил деканом (настоятелем) собора Св.Патрика, а в конце жизни его объявили сумасшедшим…
В 1678 или 1679 году на берегу реки мальчик — а это был Джонатан Свифт — удил рыбу. Клев был плохой, и Джонатан уже хотел сматывать удочку, как вдруг леска натянулась. Мальчик потянул ее — из воды показалась крупная прекрасная рыба. Но она сорвалась с крючка, вильнула хвостом и была такова. Через много лет в своих автобиографических записках Свифт поведал: «Досада мучает меня до сих пор, и я верю, что это было предзнаменование для всех моих будущих разочарований». Мать Свифта вскоре вернулась в Англию, и содержание мальчика взял на себя его богатый дядя, родной брат матери, Годвин. С матерью Джонатан почти не встречался.
После школы в 14 лет он поступил в Тринити-колледж Дублинского университета (1682), который закончил в 1686 году (18 лет). После Оксфорда и Кембриджа это был знаменитейший университет.
В связи с гражданской войной, начавшейся в Ирландии (1688), Свифт уехал в Англию, где пробыл 2 года. В Англии он впервые встретил Эстер Джонсон. Эстер тогда было всего 8 лет; Свифту - 21.
Бюст
Свифта в Соборе Св. Патрика.
Около 1707 года Свифт познакомился с 19-летней Эстер Ваномри, которую Свифт в своих письмах называл Ванессой. Сохранилась часть писем Ванессы к Свифту — «грустные, нежные и восхищённые»: «Если Вы находите, что я пишу слишком часто к Вам, то Вы должны сообщить мне об этом или вообще написать мне снова, чтобы я знала, что Вы не совершенно позабыли обо мне…»
В то же время Свифт почти ежедневно пишет Эстер Джонсон (её Свифт именовал Стеллой); позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы», изданный посмертно.
В 1720 году Свифт включился в борьбу за автономию Ирландии, Он провозгласил по существу декларацию прав угнетённого народа:
Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии.
· Заметив, что многие могилы в соборе святого Патрика запущены и памятники разрушаются, Свифт разослал родственникам покойных письма, в которых требовал немедленно прислать деньги для ремонта памятников; в случае отказа он пообещал привести могилы в порядок за счёт прихода, но в новой надписи на памятниках увековечить скупость и неблагодарность адресата. Одно из писем было направлено королю Георгу II. Его величество оставил письмо без ответа, и в соответствии с обещанием на надгробной плите его родственника были отмечены скупость и неблагодарность короля.[15]
· Придуманные Свифтом слова «лилипут» (англ. lilliput) и «йеху» (англ. yahoo) вошли во многие языки мира.
· В «Путешествиях Гулливера» упоминаются два спутника Марса, открытые только в XIX веке.
Свифт считал, что мизантропы получаются из людей, которые считали людей лучше, чем они есть, а затем поняли, что обманулись. Свифт же «не питает ненависти к человечеству», потому что никогда не имел никаких иллюзий на его счёт.
Свифт не разделял либеральной идеи о высшей ценности прав отдельного человека; он считал, что, предоставленный самому себе, человек неизбежно скатится к скотскому аморализму йеху.
Для самого же Свифта мораль всегда стояла в начале списка человеческих ценностей. Нравственного прогресса человечества он не видел.
Свою Утопию Свифт предложил в виде идеального общества благородных гуигнгнмов.
Свифт решительно выступал против всех видов тирании, однако столь же решительно требовал, чтобы недовольное политическое меньшинство подчинялось большинству, воздерживаясь от насилия и беззакония.
Портрет Джонатана Свифта в газете International Mag.,
1850.
Немалую часть свифтовской публицистики занимают разного рода мистификации. Например, в 1708 году Свифт атаковал астрологов, которых считал отъявленными мошенниками.
Все свои доходы Свифт разделил на три части – одну часть тратил на себя и на деканат, одну откладывал на сумасшедший дом, а из третьей создал кассу для помощи нищим. Среди них выделялись одинокие женщины, лишенные возможности работать – их называли «свифтовский сераль».
У него было множество странных привычек: например, ложась спать, он
всегда тянул одеяло левой рукой, отказывался носить очки, не
подписывал письма, не брал ни копейки за свои сочинения.
Единственный случай, когда он получил деньги – это 200 фунтов за
«Гулливера», но договорился с издателем об этом Поп, а не сам
Свифт. Стоит заметить, что Поп получил за свой перевод Гомера 6000
только благодаря подписке, устроенной Свифтом.
1723год: смерть Ванессы. За месяц до смерти она составила новое завещание, отменив прежнее, по которому значительная сумма завещалась Свифту, потребовала в завещании, чтобы была опубликована посвященная ей поэма «Каденус и Ванесса» и письма к ней Свифта. Это была месть оскорбленной несчастной женщины.
В 1728 году умирала Стелла. Свифт склонился над ней и что-то прошептал. Она ответила четко и выразительно: «Слишком поздно...» Свифт вышел из комнаты. В ночь после кончины Стеллы он написал о ней: «Дама, с которой я был интимно знаком в Англии и Ирландии, в этой суровой стране жила двадцать шесть лет, с восемнадцатилетнего возраста... Дама эта обладала лучшими человеческими качествами, каковые я когда-либо видел у мужчины или женщины». Физическое и душевное состояние Свифта ухудшаются.
У Свифта был синдром Меньера,
или «лабиринтин». С начала 1730-х годов Свифт с ужасом стал
замечать потерю памяти. К головокружениям прибавились приступы
глухоты. Слух всегда возвращался, но неделями декан был выключен из
мира. Это было страшное состояние – смерть по частям. В 1737 году
Свифт пишет: «Годы и болезнь разбили
меня окончательно. Я не могу ни читать, ни писать, я потерял память
и утратил способность вести беседу. Ходить и видеть – вот все, что
осталось теперь мне в удел».
Свифт стал молчать месяцами, им овладело какое-то безразличие ко
всему окружающему.
В это время он пишет письма в стихах и прозе на изобретенном им языке - англолатинском.
В 1742 году специальная комиссия решила, что Свифт не может заботиться о себе и своем имуществе, как лицо, лишенное памяти (но не сумасшедшее!), и назначила опекунский совет. После инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности, после чего был признан недееспособным. Легенда о сумасшествии скорее всего была выдумана. Три года спустя (1745) Свифт скончался. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон, эпитафию на надгробной плите он сам сочинил заранее, ещё в 1740 году, в тексте завещания:
Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце.
Ступай, путник, и подражай, если
можешь, тому, кто мужественно боролся за дело
свободы.Hic depositum est
corpus |
Бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных; «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.
По мнению Ломброзо Свифт - яркий пример связи гениальности и помешательства:
"Свифт, отец иронии и юмора, уже в своей молодости предсказал, что его ожидает помешательство; гуляя однажды по саду с Юнгом, он увидел вяз, на вершине своей почти лишенный листвы, и сказал: "Я точно так же начну умирать с головы".
До крайности гордый с высшими, Свифт охотно посещал самые грязные кабаки и там проводил время в обществе картежников.
Будучи священником, он писал книги антирелигиозного содержания, так что о нем говорили, что, прежде чем дать ему сан епископа, его следует снова окрестить. Слабоумный, глухой, бессильный, неблагодарный относительно друзей – так охарактеризовал он сам себя.
Сначала он лишился памяти. Потом он впал в мизантропию и целый год провел один, никого не видя, ни с кем не разговаривая и ничего не читая; по десяти часов в день ходил по своей комнате, ел всегда стоя, отказывался от мяса и бесился, когда кто-нибудь входил к нему в комнату.
Однако после появления у него чирьев
(вереда) он стал как будто поправляться и часто говорил о себе: "Я
сумасшедший", но этот светлый промежуток продолжался недолго, и
бедный Свифт снова впал в бессмысленное состояние, хотя проблески
иронии, сохранившейся в нем даже и после потери рассудка, еще
вспыхивали порою; так, когда в 1745 году устроена была в честь его
иллюминация, он прервал свое продолжительное молчание словами:
"Пускай бы эти сумасшедшие хотя не сводили других с
ума"..
..
— У нас совершенно достаточно религии, чтобы заставить друг друга ненавидеть, но так мало ее, чтобы побудить друг друга любить...
— Сердиться — это значит мстить самому себе за ошибки других...
— Люди с узкими душами — как бутылки с узкими горлышками: чем меньше в них содержится, тем шумнее содержимое выливается наружу...
— Развлечение — это счастье тех, кто не умеет думать...
— Я не встретил ни одного человека, который не умел бы терпеливо, как истый христианин, выносить несчастья ближнего своего...
http://www.psycosmology.ru/art/index.php/
http://www.kybalion.ru/phenomenon/scientists/11.html
http://www.family-history.ru/material/var/jonathanswift/jonathanswift_6.html