рейтинг блогов

БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

топ 100 блогов nikonova_alina25.10.2021
Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513
Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513

Часть 2.

Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было упомянуто в 1366 году в третьем баварском продолжении «Саксонской всемирной хроники», то есть еще при ее жизни. Затем его повторили 1393 году в «Австрийской хронике». Откуда оно появилось, не могли однозначно объяснить даже ее современники. Существуют три версии:

1. маульташи – блюдо, похожее на пельмени, было популярно на родине герцогини в Южном Тироле. Прозвище могло намекать на ее непривлекательную внешность (рот-пельмень);

2.  это же слово – маульташ – могло обозначать проститутку или порочную женщину. Есть большая вероятность, что так ее называли политические противники и церковь. Дело в том, что Маргарита, будучи женщиной решительной и энергичной, весьма активно участвовала в политических интригах и изо всех сил боролась за независимость своего Тирольского графства (поскольку у ее отца не было наследников мужского пола, Тирольское графство по договору 1282 года должно было перейти к Габсбургам, чего Маргарита всячески старалась избежать). 

Генрих Люксембургский, первый муж Маргариты Тирольской
Генрих Люксембургский, первый муж Маргариты Тирольской
Людвиг V Виттельсбах, второй муж Маргариты Тирольской
Людвиг V Виттельсбах, второй муж Маргариты Тирольской

Своего первого мужа, Иоганна Генриха Люксембургского маркграфа Моравии, за которого ее выдали в возрасте 11 лет (жениху тогда было 7), она просто выгнала из страны, развелась с ним без разрешения церкви, и вышла замуж за Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга, старшего сына императора Священной Римской империи Людвига Баварского. Так что врагов у нее хватало, так же, как и злопыхателей, которые обзывали ее нехорошими словами;

3. Прозвище «маульташ» произошло от названия одного из замков Маргариты Тирольской. Версия достаточно нейтральная, и вполне правдоподобная.

Изображение Маргариты Тирольской на печати 1363 года
Изображение Маргариты Тирольской на печати 1363 года

Легенда об уродстве графини Тирольской появилась в первой четверти 15 века, то есть примерно через полвека после ее смерти. Теперь наиболее распространенной была версия, что «маульташ», значит рот-кошелек. Хотя ее современник, хронист Иоганн фон Винтертур, утверждал что Маргарита Тирольская была очень красивой женщиной. Единственное ее прижизненное изображение сохранилось на ее личной печати: это высокая стройная женщина, но черты ее лица на таком мелком рисунке разглядеть невозможно.

Мейнгард III, граф Тироля
Мейнгард III, граф Тироля

Так что очень может быть, что версия о ее уродстве также распространялась по инициативе ее политических врагов и Ватикана. Но есть все-таки один любопытный момент. Сохранилось изображение ее сына, Мейнгарда III, графа Тироля и герцога Верхней Баварии. И вот его внешность представляется мягко говоря оригинальной, красавцем его назвать трудно, а с носом, ртом и нижней частью лица в целом у него явно наблюдаются определенные проблемы. Так что некоторые специфические особенности вполне могли присутствовать и во внешности его матери Маргариты Тирольской. Впрочем, не стоит также забывать, что все правящие династии Европы того времени были соединены друг с другом довольно близкими родственными связями, а это не могло не сказаться на генетике их потомков.

Квентин Массейс. Портрет старика. ок.1513
Квентин Массейс. Портрет старика. ок.1513

Так что из всего этого можно сделать вывод, что «Безобразная герцогиня» и Маргарита Тирольская, прозванная Маульташ, не имеют между собой ничего общего. Кстати, известно, что картина изначально называлась просто «Портрет старухи», и к ней был написан парный «Портрет старика» (по непроверенной мной информации он хранится в музее Жакмар-Андре в Париже).

Алексей Антропов. Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой. 1764
Алексей Антропов. Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой. 1764

«Безобразная герцогиня» Массейса, с одной стороны, безусловно демонстрирует его талант мастера гротеска, достаточно распространенного жанра в эпоху северного Возрождения. Вообще, мне кажется, что когда уровень общего художественного мастерства определенной страны становится достаточно высоким, то художники начинают демонстрировать его в натуралистических до физиологического отвращения изображениях уродств. В Италии это была примерно вторая половина-конец 15 века, в странах Северной Европы первая половина 16 века, а в России до этого дошли только к середине 18 века, если вспомнить знаменитую бородавку княгини Румянцевой на портрете работы Антропова.

Ну а с другой стороны, возможно, перед нами еще одна вариация на популярную тему о тщетности и суетности земной жизни. Героиня картины растратила ее на бессмысленные светские развлечения, оставшись бесплодным увядающим цветком. И единственное, что можно сказать в ее оправдание, это то, что у нее умный взгляд, вероятно, она все же оказалась достаточно здравомыслящей, чтобы сохранить и преумножить свои богатства.

Леонардо да Винчи (?). Безобразная герцогиня (Портрет старухи)
Леонардо да Винчи (?). Безобразная герцогиня (Портрет старухи)

Любопытно, что существует рисунок, который приписывается Леонардо да Винчи, на котором изображена женщина, очень похожая на «герцогиню» Массейса. Из этого иногда делается относительно логичный вывод, что и Леонардо, и Массейс скопировали некий портрет, не дошедший до нашего времени, причем на нем была изображена какая-то реальная женщина. Но все же картина Массейса несет на себе явные черты карикатурного преувеличения отдельных черт героини с целью усилить комический и одновременно назидательный эффект полотна.

В отличии от героини Массейса, реальная Маргарита Маульташ вела исключительно деятельную и активную жизнь, и что удивительно для ее времени, она сама ее строила по мере своих возможностей: боролась за независимость своей страны, заключала и разрывала политические союзы, устроила свою личную жизнь вопреки воле своих родителей и католической церкви. Свою жизнь она закончила в Вене, и в ее честь один из районов австрийской столицы называется Вена-Маргаретен.

Джон Тенниел. Иллюстрация к сказке Льюиса Кэрролла
Джон Тенниел. Иллюстрация к сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес"
Вацлав Холлар. Королева Туниса
Вацлав Холлар. Королева Туниса

А в изобразительном искусстве «Безобразная герцогиня» Массейса снова объявилась в качестве источника вдохновения первого иллюстратора «Алисы в стране чудес» Джона Тенниела, послужив прообразом для визуального воплощения образа Герцогини. Это изображение ранее, еще в середине 17 века, использовал чешский гравер Вацлав Холлар в рисунке под названием «Королева Туниса», его же выдавали за портрет сестры папы Пия VI, принцессы Порчии. Это еще раз подтверждает мысль о том, что реальная Маргарита Маульташ и «Безобразная герцогиня» Массейса не имеют между собой ничего общего.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Был у меня один знакомый ювелир, который озадачил меня на всю жизнь. У сережек сломалась дужка, мне порекомендовали его, ювелира. Сережки для меня очень дорогие – папа подарил маме на юбилей их свадьбы. Когда папы не стало, мама решительно сняла эти серьги и отдала ...
Отмечать начали прямо в полночь с 26 на 27. А чего откладывать-то? Всё-таки мне очень в жизни повезло. И так во многом, что иногда даже оторопь берет - ну не может быть столько хорошего мне одной, да ещё и за ...
 Получилось так, что я - делатель кукол. Ещё я концепт-художник, художник по металлу (почти, до диплома совсем чуть-чуть) и немного скульптор. Кукол делаю всего два года (или уже два года?) и со всей ответственностью заявляю: куклы несут добро! Да и вообще, работа кукольника — ...
"По улице моей который год звучат шаги, мои друзья уходят..." 5 лет назад веселее было. Было намного больше общения. Сейчас лента опустела. Многие закрыли журналы, многие давно не пишут.. С некоторыми я сам поругался, кого-то по пьянке удалил, у кого-то стало столько "друзей", что не ...
Этот ролик позиционируется, как "Самая прекрасная реклама о женщине" в преддверии дня Св. Валентина. Ролик красивый и трогательный, но я просмотрела его и осталась в растерянности. Ну, ладно, оставим за границей дискуссии то, что женщина по крайней мере несколько дней в упор не ...