БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?
nikonova_alina — 25.10.2021Часть 2.
Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было упомянуто в 1366 году в третьем баварском продолжении «Саксонской всемирной хроники», то есть еще при ее жизни. Затем его повторили 1393 году в «Австрийской хронике». Откуда оно появилось, не могли однозначно объяснить даже ее современники. Существуют три версии:
1. маульташи – блюдо, похожее на пельмени, было популярно на родине герцогини в Южном Тироле. Прозвище могло намекать на ее непривлекательную внешность (рот-пельмень);
2. это же слово – маульташ – могло обозначать проститутку или порочную женщину. Есть большая вероятность, что так ее называли политические противники и церковь. Дело в том, что Маргарита, будучи женщиной решительной и энергичной, весьма активно участвовала в политических интригах и изо всех сил боролась за независимость своего Тирольского графства (поскольку у ее отца не было наследников мужского пола, Тирольское графство по договору 1282 года должно было перейти к Габсбургам, чего Маргарита всячески старалась избежать).
Своего первого мужа, Иоганна Генриха Люксембургского маркграфа Моравии, за которого ее выдали в возрасте 11 лет (жениху тогда было 7), она просто выгнала из страны, развелась с ним без разрешения церкви, и вышла замуж за Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга, старшего сына императора Священной Римской империи Людвига Баварского. Так что врагов у нее хватало, так же, как и злопыхателей, которые обзывали ее нехорошими словами;
3. Прозвище «маульташ» произошло от названия одного из замков Маргариты Тирольской. Версия достаточно нейтральная, и вполне правдоподобная.
Легенда об уродстве графини Тирольской появилась в первой четверти 15 века, то есть примерно через полвека после ее смерти. Теперь наиболее распространенной была версия, что «маульташ», значит рот-кошелек. Хотя ее современник, хронист Иоганн фон Винтертур, утверждал что Маргарита Тирольская была очень красивой женщиной. Единственное ее прижизненное изображение сохранилось на ее личной печати: это высокая стройная женщина, но черты ее лица на таком мелком рисунке разглядеть невозможно.
Так что очень может быть, что версия о ее уродстве также распространялась по инициативе ее политических врагов и Ватикана. Но есть все-таки один любопытный момент. Сохранилось изображение ее сына, Мейнгарда III, графа Тироля и герцога Верхней Баварии. И вот его внешность представляется мягко говоря оригинальной, красавцем его назвать трудно, а с носом, ртом и нижней частью лица в целом у него явно наблюдаются определенные проблемы. Так что некоторые специфические особенности вполне могли присутствовать и во внешности его матери Маргариты Тирольской. Впрочем, не стоит также забывать, что все правящие династии Европы того времени были соединены друг с другом довольно близкими родственными связями, а это не могло не сказаться на генетике их потомков.
Так что из всего этого можно сделать вывод, что «Безобразная герцогиня» и Маргарита Тирольская, прозванная Маульташ, не имеют между собой ничего общего. Кстати, известно, что картина изначально называлась просто «Портрет старухи», и к ней был написан парный «Портрет старика» (по непроверенной мной информации он хранится в музее Жакмар-Андре в Париже).
«Безобразная герцогиня» Массейса, с одной стороны, безусловно демонстрирует его талант мастера гротеска, достаточно распространенного жанра в эпоху северного Возрождения. Вообще, мне кажется, что когда уровень общего художественного мастерства определенной страны становится достаточно высоким, то художники начинают демонстрировать его в натуралистических до физиологического отвращения изображениях уродств. В Италии это была примерно вторая половина-конец 15 века, в странах Северной Европы первая половина 16 века, а в России до этого дошли только к середине 18 века, если вспомнить знаменитую бородавку княгини Румянцевой на портрете работы Антропова.
Ну а с другой стороны, возможно, перед нами еще одна вариация на популярную тему о тщетности и суетности земной жизни. Героиня картины растратила ее на бессмысленные светские развлечения, оставшись бесплодным увядающим цветком. И единственное, что можно сказать в ее оправдание, это то, что у нее умный взгляд, вероятно, она все же оказалась достаточно здравомыслящей, чтобы сохранить и преумножить свои богатства.
Любопытно, что существует рисунок, который приписывается Леонардо да Винчи, на котором изображена женщина, очень похожая на «герцогиню» Массейса. Из этого иногда делается относительно логичный вывод, что и Леонардо, и Массейс скопировали некий портрет, не дошедший до нашего времени, причем на нем была изображена какая-то реальная женщина. Но все же картина Массейса несет на себе явные черты карикатурного преувеличения отдельных черт героини с целью усилить комический и одновременно назидательный эффект полотна.
В отличии от героини Массейса, реальная Маргарита Маульташ вела исключительно деятельную и активную жизнь, и что удивительно для ее времени, она сама ее строила по мере своих возможностей: боролась за независимость своей страны, заключала и разрывала политические союзы, устроила свою личную жизнь вопреки воле своих родителей и католической церкви. Свою жизнь она закончила в Вене, и в ее честь один из районов австрийской столицы называется Вена-Маргаретен.
А в изобразительном искусстве «Безобразная герцогиня» Массейса снова объявилась в качестве источника вдохновения первого иллюстратора «Алисы в стране чудес» Джона Тенниела, послужив прообразом для визуального воплощения образа Герцогини. Это изображение ранее, еще в середине 17 века, использовал чешский гравер Вацлав Холлар в рисунке под названием «Королева Туниса», его же выдавали за портрет сестры папы Пия VI, принцессы Порчии. Это еще раз подтверждает мысль о том, что реальная Маргарита Маульташ и «Безобразная герцогиня» Массейса не имеют между собой ничего общего.