РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН. ТРИПТИХ БРАКА. Ок.1450-52
nikonova_alina — 19.10.2021Часть 2.
По своей сути Триптих Брака представляет собой алтарный образ
Иисуса с избранными святыми, присутствие которых, очевидно, было
оговорено заказчиком. Дело в том, что скорее всего мужские образы
Иоанна Богослова (справа на центральной створке) и Иоанна
Крестителя (на левой боковой створке) напрямую указывают на
заказчика Жана Брака, а женщины - Богоматерь (левая фигура
центральной створки) и Мария Магдалина (правая створка) могли быть
любимыми святыми его молодой супруги (иначе как объяснить появление
в свадебном подарке образа блудницы, хоть и раскаившейся).
Ещё одним необычным элементом, отсылающие зрителя к живописи более
ранней готической эпохи и одновременно предврсхищающим появление
комиксов, являются тексты как бы исходящие из уст персонажей
картины, причем у зрителя может сложиться впечатление, что эти
буквы движутся, складываясь в слова и фразы.
Группу центрального панно составляют Иисус, Богоматерь и Иоанн Богослов. Строгий лик Христа очень напоминает образ Спасителя, который Рогир ван дер Вейден использовал в картине "Страшный суд". Есть предположение, что в обоих случаях художник основывался на одном эскизе. Это тип изображения Спаситель Мира. Правую руку Он поднимает в благословении, а левой держит земную сферу, увенчанную крестом, символизирующим власть христианства над миром. Над его головой удивительное золотисто-алое сияние, пронизанное золотыми лучами.
Текст, расположенный над головой Иисуса, гласит:
"Еgo sum panis vivus qui de celo descendi.
Это строки из Евангелия от Иоанна, которые в русском переводе
звучат как "Я - хлеб живый, сшедший с небес".
Богоматерь смотрит на своего Сына с благоговением, ее руки сложены
в молитвенном жесте. Губы чуть приоткрыты, выпуская ее реплику:
"Magnificat anima mea Dominum Et exultavit spiritus meus in Deo
salv"
Или "Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге,
Спасителе Моем" из Евангелия от Луки.
Именно эти слова шептала она, нося под сердцем Божественного
Младенца.
Иоанн, которого Рогир ван дер Вейден традиционно изображает не
юношей или глубоким старцем, а мужчиной средних лет с морщинами от
раздумий и горестей на лбу, держит потир, символизирующий таинство
Евхаристии.
Его текст:
"Et verbum caro factum est et habitavi in nobis"
То есть "И Слово стало плотью, и обитало с нами". Это часть
католической молитвы "Angelus Domini" (Ангел Господень), обращаемой
к Богоматери.
Продолжение следует...