БЕЗ ПРОТЕКЦИИ НЕЛЬЗЯ


Поступить в престижный вуз трудно.
А уж в театральный да ещё на актёрский факультет, где сотни претендентов на одно место…
То ли дело, наверное, в старину было, "при царе"?
Никакого мандража, никакого блата, никакого напряжения всех и всяческих связей.
"Я чайка" - и вперёд.
А если дело в провинции, то и образования актёрского не надо, можно сразу на сцену.
Или нет?
В провинции – да, возможно.
Но Ольга Книппер была московской барышней.
Ей надо было на актрису именно выучиться:

Думаете, это было просто?
Ничуть.
Хотя интеллигентная девушка Ольга Книппер страстно мечтала о сцене.
Прямо с детства.
Нисколько такая идея не нравилась родителям – семья была дворянская (здесь Оленька ещё ребёнок):

Хотя театр Книпперы очень любили.
Мать семейства вообще профессионально училась игре на рояле и пению.
Но для девицы из хорошей семьи рваться в актрисы считалось делом неприличным.
Там ведь, за кулисами, чёрт знает что творится:

Нет, нет, никакой сцены!
В лучшем случае – так считал отец – благородная девица может брать на дом переводы:

Или писать красками:

Но главное - выйти удачно замуж.
Правда, когда отец умер, а семья разорилась и впала в бедность, пришлось все мечты на время забыть.
И добывать средства к существованию.
Почти единственном поприщем для образованных женщин была тогда педагогика.
Барышни шли в гувернантки:

Могли стать учительницами или классными дамами в гимназии (молодой педагог в центре, в белом):

Можно было учить детей музыке – тогда все очень хотели играть на пианино:

Вот этим последним Ольга и занялась.
Обучением игре на фортерьяно.
А её мать стала преподавать вокал.
Так тянулись годы.
Ольга бегала по надоевшим урокам.
По-прежнему мечтала о сцене, но никакого просвета не намечалось:

С замужеством тоже не задалось.
Был пылкий роман с блестящим молодым инженером и архитектором Владимиром Шуховым.
Да, тем самым, что спроектировал множество знаменитых сооружений.
От дебаркадера Киевского вокзала:

Моста через Енисей (его элегантные конструкции сияют на первом плане):

До радиобашни на Шаболовке, которая стала первой телебашней Москвы:

Шухов был элгантным и очень современным молодым человеком:

А это он с сёстрами – подругами Ольги Книппер:

Роман с Шуховым тянулся два года, но кончился крахом и разрывом - матери инженера Ольга не нравилась, не такую невесту хотела она для сына.
А сын маме не возражал.
Сердце Ольги было разбито, она считала случившееся с ней трагедией.
И мечта о театре тоже всё никак не сбывалась.
Учительница музыки Ольга Книппер долго готовилась в Московское императорское театральное училище при знаменитом и самом тогда любимом Малом театре.
Вот оно, это училище:

Да, театральное образование тогда уже давали, причём казённое (то есть бесплатное) – и самого высокого уровня.
В московском училище царём и богом был Александр Ленский – "душа Малого театра", главный его трагик и романтик.
Это он со своими учениками и ученицами:

Ольга в это училище пыталась поступить не раз.
Но таланта у неё поначалу не находили никакого.
Ленский не видел в ней ни трагического или лирического темперамента, ни ярких бытовых красок (таковы были требования к актрисам Малого театра).
Даже эффектной красавицей Ольга не была:

Но Ольга верила в своё призвание и никем, кроме актрисы, быть не хотела.
Трудилась упорно - и наконец поступила.
Сбылась мечта!
Она будет учиться у любимых с детства актёров! У Ленского!
Ленский в роли Петруччио в "Укрощении строптивой" Шекспира (это одна из его коронных ролей, актёра запечатлел Крамской):

С восторгом вступила Ольга на учебную сцену, где репетировали воспитанники Ленского:

Ей было уже 27 лет:

Поздновато для начала карьеры актрисы.
И сегодня такая абитуриентка считается перестарком.
В театральное училище примут девушку такого возраста, только если у неё выдающийся талант.
Как у героини Татьяны Дорониной из фильма "Старшая сестра", которой было 26:

Ольга Книппер у Ленского старательно прозанималась месяц.
Всё, кажется, получалось у неё неплохо:

Ничего не предвещал беды.
И вдруг она была отчислена.
Внезапно.
Ольга была в ужасе.
Совершенно убита свалившейся на неё катастрофой:

Что же произошло?
Число мест в театральном училище было строго ограничено - всё-таки императорское заведение, всё строго на бюджете.
И вот оказалось, что уже после начала занятий надо принять в Драматическую школу ещё одну ученицу, некую девушку с очень сильной протекцией:

Новенькая оказалась родственницей актрисы Малого театра.
То есть "из своих".
А у Книппер никакой протекции в Малом театре не нашлось.
Она ведь поступила на общих основаниях.
Пришлось уйти, утирая слёзы:

Это фиаско с учёбой не только Ольгу потрясло - её мать тоже была возмущена до крайней степени.
Хотя Анна Ивановна раньше и не особо хотела, чтобы дочка становилась актрисой.
Но стерпеть обиду и несправедливость мать не смогла.
Что за порядки! Что за безобразные нравы!
В то время Анна Ивановна Книппер, мать неудачницы Ольги, преподавала в Московском филармоническом обществе вокал.
При этой общественной и меценатской организации существовало собственное Музыкально-драматическое училище:

Это было заведение куда менее старинное и знаменитое, чем то, из которого выгнали Ольгу.
Однако три года учёбы в его стенах давали прочную надежду на сценическую карьеру.
Позже актёрам там ещё и диплом свободного художника начали вручать - как в консерватории.
Диплом свободнаго художника, полученный П.И Чайковским:

Это звание давало освобождение от воинской повинности и право на жительство вне черты оседлости. Правда, Ольге Книппер ничего такого не требовалось.
Анна Ивановна Книппер преподавала на музыкальном отделении филармонического училища.
А драматическое отделение там возглавлял Владимир Иванович Немирович-Данченко.
Вот этот импозантный театральный деятель, мечтавший о "театре живого человека":

И вот Анна Ивановна Книппер напрягла все свои связи в училище, подняла на ноги всех знакомых - и таки устроила дочке протекцию в Филармонию (так обычно именовали это учебное заведение с громоздким названием).
Что же делать, если без протекции никак!
В результате маминых усилий Немирович Ольгу в свой класс принял.
Выходит, по блату.
Другое дело, что Ольга Книппер не подвела.
Училась она хорошо и стала любимой ученицей Немировича-Данченко.
Злые языки утверждали, что не только ученицей.
Во всяком случае, вот весь курс, и Ольга сидит рядышком с руководителем (Немирович тот, у кого усы закручены вверх).
По правую руку сидит.
Уверенная в себе и похорошевшая:

Закончилась долгая пора неудач, и теперь на её лице часто цветёт улыбка.
Так бывает у всех, кому улыбается судьба.
Вот она с братьями (Константин в вицмундире, он инженер-путеец, а Владимир пошёл по её стопам – стал артистом оперы):

Ольга в спектакле по пьесе Немировича-Данченко "В мечтах":

Когда Немирович – Данченко на пару со Станиславским создали новый театр – МХТ - Книппер стала его примой.
Таковой она была с первого дня МХТ – и оставалась ею многие годы:

Когда театр только начинался, Немирович–Данченко был уже знаменитым критиком и драматургом.
Именно его, а не кого-то другого считали наследником Островского:

Тогда существовала для драматургов Грибоедовская премия.
Немирович-драматург был так почитаем и ценим, что ему в 1898 году эту премию присудили, а вот "Чайке" Чехова ничего не досталось.
Немирович безмерно восхищался "Чайкой", счёл такое решение крайне несправедливым и отказался от премии в пользу Чехова – редкое благородство.
Нет, это не значит, что Чехов радостно схватил ту тысячу рублей, ничего подобного:

Просто Немирович получать деньги не стал.
Из принципа.
Зато он заполучил "Чайку" для нового театра – МХТ.
Чайка до сих пор парит на его занавесе:

Парит потому, что чеховская "Чайка" в МХТ имела грандиозный успех и обозначила новое слово в мировом театре.
А Ольга Книппер была прекрасна в роли Аркадиной (вон она с папироской и лучезарно улыбается в центре):

Да, эти двое сыграли главную роль в жизни Ольги Книппер-Чеховой:

А если бы не протекция мамы?..
Кстати, "музычно-драматичная" школа при Филармоническом обществе и сейчас существует.
Она давно знаменита - это ГИТИС.
И здание то же самое:

А императорское училище, откуда Книппер выгнали - теперь Высшее театральное училище им. Щепкина, в просторечии Щепка.
Домик тоже тот, что при Книппер:

Всё на своих местах.
Как тогда.
И каждый год в этих стенах волнуются толпы абитуриентов, решаются судьбы:

Те же треволнения, те же радости и обиды.
Те же страсти.
И протекция. Куда же без неё?
|
</> |