Без названия

По просьбам подписчиков, о новых "Служанках", первых в этом
сезоне. Продюсеры уже назвали их героическими, с чем трудно не
согласиться (но лучше бы продюсеры нашли пару слов до
спектакля).
На самом деле это было в моём инфополе едва ли не главное событие,
потому что трудно представить, чтобы мне о чём-то писали в первом
часу ночи и задавали вопросы буквально все знакомые, в надежде хоть
что-то узнать и понять для себя. Но я не знала, будет ли у меня
пост об этом, потому что у меня очень субъективное восприятие, как
и у каждого зрителя. У меня потрясающие, очень сильные и очень
личные впечатления.
Просто скажу, что смотрела уже в 11 раз, для тех, тем, кто считает
это клиникой, под кат можно не заходить. И смотрела я, конечно, уже
зная о переменах, вообще не представляя, что будет и как, но
понимая, что если не отменили, значит, это надо бежать смотреть.
Так получается, что чем больше рушится мир вокруг, тем сильнее и
отчаяннее играют актёры, одного этого уже хватает для
впечатлений.
Со "Служанками" Романа Виктюка у меня сложная любовь не с первого взгляда, но в итоге очень сильная, принимающая не мало раздражающих моментов. Год назад никто не знал, что будет со спектаклем, который новый худрук решил снять (так и не поставив взамен ничего хитового, но это уже на его совести). И когда появилась информация об их вольной жизни и показе на сцене Театриума в ноябре, омайгад, это была лучшая новость. Правда тогда я думала, что Театриум - самое неудобное помещение, и ехать туда вообще не тянет, его строили точно не для зрителей и не факт, что для людей. Я ехала только порадоваться новой жизни, потому что слишком много всего меняется, и если что-то может получить новую жизнь, это уже очень круто. Тогда впервые смотрела из 1 ряда, потому что успела в первый день продаж до взлёа цен. И это было такое огнищще!!! Который раз я тогда их смотрела? Кажется, пятый, но обалдела так сильно впервые. Это всё казалось ещё мощнее, красный ещё краснее, чёрный ещё чернее, Мадам ещё прекраснее, это было...!!!!!!! Электричество от впечатлений не отпускало несколько дней, как и всех знакомых, кто тогда смотрел. О том, что в Театриуме что-то неудобно, я забыла напрочь.
Так вот, в этот раз впечатления были идентичные. Когда точно не
знаешь, чего ожидать, но видела уже неоднократно, и... ну, вот
как???
Для тех, кто не в теме: спектакль играют уже 37 лет. 37 лет его
играли четверо актёров. При этом с 2006 года роль Месье играл Иван
Никульча, без составов. Его персонаж начинал спектакль, раздавал
роли, следил за игрой, уводил Мадам с "Бильбоке"... И вот накануне
спектакля 24 сентября в Питере стало известно, что Иван расторг
контракт. Буквально за несколько дней. Причём сам он не скрывал в
своих сетях того, что на пути уже новые горизонты, но многие
зрители не видели или не хотели этого видеть. С ними отдельная
песня... Так вот, впервые за 37 лет на сцене должны быть трое
вместо четырёх, и чтобы эта конструкция не шаталась, и на всё -
несколько дней, включающих переезд в Питер с залом на пару тысяч
зрителей. А на следующий день Москва. Кто не видел их станка, тот
не очень представляет, что это такое...
Я видела, что что и как - тоже не очень представляю. Просто по
впечатлениям - это была машина невиданной мощности. Людьми их уже
трудно воспринимать, люди слабеют, устают и сдаются перед гораздо
меньшими трудностями. Это не люди, это стихии. И, конечно, это
особая эстетика постановки, красота в каждом движении, там даже
душевное уродство невыразимо прекрасно. Так что с одной стороны у
меня невероятные впечатленя от самого спектакля, потому что это
было потрясающе красиво, и одинокая Мадам в своей шубе среди рядов
зрителей уходила настоящей королевой. С другой - просто кайф от
того, что есть люди, которые так пашут (это всегда особая радость,
потому что на самом деле встречается очень редко). И, конечно,
радость от того, что спектакль не отменили из-за форсмажора, что
снова можно было после работы окунуться в эту кипящую атмосферу,
где каждый из тысячи зрителей обсуждает, который раз он смотрит,
сравнивает составы, подбирает наряд по цвету и т.д., где всегда так
много цветов, как нет ни в одном другом театре, и очень много любви
к актёрам. Где вспоминают наперебой цитаты, знают пьесу наизусть,
но всё равно в зале замирают в определённые моменты.
"Служанки" - это официально - "театральный ритуал", неофициально -
настоящий большой праздник Театра, искусства, силы и характера,
"чёрно-красный день календаря". Чтобы о нём ни говорили и ни
писали, а время и зритель - самые строгие судьи, и они сделали свой
выбор. Новых зрителей в это раз тоже было много, и это тоже важно.
Кто-то уже планирует вести взрослых детей, чтобы они увидели и
узнали, кто-то просто пытается разобраться в тайнах ритуала. Как
важно и то, как много людей приняли внезапные изменения и просто
хотели увидеть любимый спекталкь любым.
Могу понять и тех, для кого изменения показались критичными. Не
могу только понять оценок того, что люди своими глазами не видели.
Я понимаю, что однажды придёт время, и я тоже перестану смотреть
этот ритуал. Но всё же следующий постараюсь не пропустить. Хотя уже
известно, что и прежней Мадам больше не будет, Никита Беляков
сыграл в последний раз, особенно сильно и прекрасно. Он тоже ничего
не скрывал, вся информация в соцсетях. Это печально, но всё
меняется, мы меняемся, мир меняется... а любовь - это только здесь
и сейчас, всегда. Будут меняться исполнители, будут меняться
зрители, будет меняться восприятие зрителей, потому что в этом мире
меняется буквально всё, что зависит от живых людей.
Этот спектакль в целом отличается по восприятию тем, что он - как
будто живой человек, которого или безумно любят, или ненавидят, или
хотя присвоить себе право судить о нём и т.д. Там слишком много
живых чувств, он целиком живой и задевающий за живое. И как живой
человек, он не может никому принадлежать или быть кем-то
управляемым извне. Он зависит от миллиона сложнейших условий, но
всё же идёт своей дорогой, несмотря ни на что. Как одинокая Мадам
через зрительный зал.
"Сирано" на следующий день помог переключиться на нежность и тепло, чтобы бурлящий котёл впечатлений понемногу улёгся. Заодно и подарил прекрасную цитату, которую могу сказать о "Служанках":
Видео поклонов стащила у СТМ, потому что, а почему нет) Просто сама не успела всё снять
Оставлю ссылку на слова Дмитрия Бозина о судьбе спектакля.
и ссылку на билеты - для тех, кто не решался
посмотреть, но вдруг решился
|
</> |