Без названия

Три недели между Днём Независимости и Днём Иерусалима
сопровождаются пересчётом на 1967-й: что происходило на такой день
от ввода египетских танков на Синай, что на такой. В этом году
первый праздник провели раньше, ну и хорошо, на перечитывание
мемуаров, монографий и биографий получается больше дней.
Шайке Гавиша допустимо называть дружеским именем даже незнакомым,
правило простое: обращаемся, как представился, а он свой рассказ о
жизни опубликовал как Шайке, а не как Ишайягу. Израильские деятели
представлялись в мемуарах своим прозвищем и до него ("Рафуль.
История солдата"), и после ("Биби. История моей жизни"), но,
кажется, ни один прозвищем не подписывал.
"Красная простыня" ("Садин адом") Шайке Гавиша вышла в 2016-м, за
год до громкого юбилея самого важного успеха его жизни - победы в
Шестидневной войне. Гавиш был одним из трёх командующих округами,
самым непрославленным и незамеченным; упоминание его имени
позволяло перевести разговор со сведущими людьми на нужный уровень
("про Шайке слышал - хоть что-то слышал...").
Остальных комокругов слава не обошла: Давиду Элазару вспоминают и
Голаны, и Хермон, и драматичные сюжеты готовности, ведения и
проверки войны Судного дня, и раннюю смерть; Узи Наркис навсегда
запечатлён на историческом снимке вступления еврейских генералов в
освобождённый Иерусалим.
Гавиш был командующим Южным округом, его войска заняли Синай, вышли
к Суэцу, - песок и вода где-то за Беэр-Шевой, маловато говорящие
израильскому радиослушателю 60-х названия египетских укрепрайонов.
Как образец планирования и проведения общевойскового боя изучается
в военных академиях мира операция у перекрестка Абу-Агила;
вспоминают в связи с ней обычно спланировавшего и напрямую
командовавшего Шарона, но не Гавиша, который её и утверждал, и
готовил, и обеспечивал.
Почему так вышло, можно гадать. Сам Гавиш говорит и о пониженном
внимании к боям Шестидневной на юге, и о собственном нежелании
заниматься рекламой и политикой (в отличие от...). Возможно,
сыграло роль и то, что он почти сразу пропал из поля зрения широкой
публики (перешёл в 69-м на хозяйственную работу), а Дадо был в
центре внимания до самой смерти и всегда потом, а фото Наркиса с
Даяном и Рабиным...
Гавиш опубликовал историю своей жизни удивительно поздно: мемуары
или биографии Наркиса, Дадо, Даяна, Рабина, Вейцмана появились уже
в 70-х, истории эпох и событий, в которых он участвовал, были
написаны и переписаны. В этом был огромный минус: голос Гавиша не
звучал вровень с остальными голосами, место его в истории
определялось без его участия. И огромный плюс: хорошо вспоминает
тот, кто вспоминает последним.
Вечная тема: тексты, написанные с учётом предыдущих текстов, в
мемуаристике имеет особую остроту: у каждого следующего
вспоминающего больше возможностей - он в курсе, что о нём
навспоминали противники и оппоненты. Прекрасный пример - "битва
мемуаров" трёх бывших членов Генштаба по имени М., развернувшаяся в
последнее десятилетие ()как-нибудь обсудим... И, конечно,
автобиография Нетаниягу, вышедшая после десятков томов его
биографий и мемуаров с его участием.
Гавиш рассказал свою историю пунктирно (девять десятилетий в
подробностях не расскажешь) и мастерски, выделил драматичные и
характерные эпизоды важнейших эпох, показал важнейших деятелей и
важнейшие события, не ограничился только приятными или лестными
темами и сюжетами.
Вот из ранних, ещё мандатных времён.
В середине сороковых в Палестине действовало несколько еврейских
боевых организаций разной политической ориентации; еврейское
руководство (левой политической ориентации) приняло решение
передавать участников боевых организаций правой политической
ориентации (Лехи и Эцель) в руки британских властей. Гавиш, член
боевой организации левой политической ориентации (Пальмах) получил
задание схватить прячущихся где-то в апельсиновых садах возле
Реховота (тогда возле Реховота цвели апельсиновые сады) членов
Эцель,выследил и передал схваченных руководству Хаганы (боевой
организации левой политической ориентации). Захваченных членов
Эцель, попавших в руки Хаганы, в то время либо держали в кибуцных
тюрьмах, либо передавали мандатным властям и те вывозили их в
лагеря Эритреи.
Назавтра в тель-авивский дом Шкляров (Шайке пишет, что взял фамилию
Гавиш ("кристалл" - ивр.) потому, что Шкляр по-русски - стекло)
пришли люди Эцель и избили отца и брата Шайке. Была, похоже, очень
прозрачная страна, все всех видели: кто прячется в апельсиновой
рощи, кто их схватил и передал на верную отсидку; когда начинается
очередное стенание про разобщённый вчера вечером народ, можно сразу
вспомнить это место из книги Гавиша и это время.
И необходимое продолжение этой истории: один из нежданных
посетителей дома Шкляров дважды оказывался под прямым началом
Шайке, второй раз на ключевой должности - начальник артиллерии
округа, которым Шайке командовал; отношения между ними были
прекрасные. Возможно, это тоже чему-то учит.

|
</> |