­
­

Без названия

топ 100 блогов nord_ursus30.03.2025 Продолжаем осмотр Астрахани. В этот раз — по-прежнему, старая часть города. Но уже те места, которые ещё сто лет назад были окраиной. Слободы, расположенные к югу и к северу от кремля и центра города. Это уже немного другая Астрахань — не та, которая у кремля и берега Волги. Более тихая, местами сильно запущенная и даже трущобная, но и от того особенно колоритная — об астраханских трущобах слагают легенды. Сначала посмотрим слободы, расположенные южнее центра, за Варвациевским каналом, а потом перенесёмся на север.



2. Уже знакомый по предыдущим частям канал имени Варвация. Рядом кремль. Южнее канала расположены исторические слободы с достаточно этнически пёстрым и преимущественно мусульманским (хотя и не только) населением: Татарская, Агрыжанская, Персидская, Армянская... Иногда эту часть города называют Заканалье.



3. Начать следует с того, что в Астрахани я жил в гостинице, расположенной как раз в Татарской слободе. И из моего окна открывался вот такой вид. Видны минареты двух мечетей, и иногда я по вечерам слышал за окном пение муэдзина.



4. Вот так примерно эта часть города и выглядит. Район тихий и какой-то отрешённый. Казалось бы, рядом кремль и средоточие центра города, но за каналом всё становится иначе. Здесь попадаешь в мир покосившихся домов, замшелых крыш и довольно разбитых и пустынных улиц, где тишину нарушает только лай собак.



5.



А теперь смотрите внимательно. Последующие четыре кадра — все сделаны из одной точки. А именно — с перекрёстка улиц Казанской и Мусы Джалиля (максимально татарское сочетание названий!).

6. Раз:



7. Два:



8. Три:



9. И четыре:



Итак, из одной точки, если поворачиваться в разные стороны, видны сразу три мечети и Успенский собор кремля. Одно слово: Астрахань!

10.



Астрахань, как город, основанный на территории покорённого ханства, не может не иметь значительной доли татарского населения. Пожалуй, что этот город — один из главных в России центров татарской культуры (наряду с Казанью, Оренбургом, Тобольском).

11. Белая мечеть. Построена в 1810 году.



С Татарской слободой соседствует Агрыжанская. Агрыжане или агрыжанские татары — это необычная этническая группа, образовавшаяся от смешения осевших в Астрахани индийцев с татарами (чего только не бывало!).

12. Как раз в Агрыжанской слободе расположена Красная мечеть, построенная в 1898 году. Единственная, которая действовала в советское время (после того, как была возвращена верующим в 1950 году).



Ещё одной мусульманской общиной здесь являлись персы. Большинство из них тоже было купцами, но не только. Некоторые работали грузчиками на пристанях, или, по-другому говоря, амбалами. Да-да, родиной слова "амбал" в русском языке является Астрахань. Уже потом оно приобрело более привычное нам значение: "человек физически крупного телосложения", но изначально так назывались персы-грузчики на астраханских пристанях (а этимология этого слова вообще арабского происхождения). Во время русско-персидской войны 1804-13 годов астраханскому губернатору было приказано арестовать имущество персидских купцов, как подданных враждебного государства. Но торговые отношения в астраханском купечестве к тому времени уже настолько тесно переплелись, что подобное мероприятие сильно ударило бы и по прибыли русских купцов, которые, чтобы этого избежать, объявили имущество персов своим, тем самым защищая его от конфискации. Но в послереволюционное лихолетье XX века персам повезло куда меньше. В 1930-х годах их депортировали, подозревая в них агентов Ирана: большинство — на историческую родину, но кого-то и на спецпоселения в Сибирь. Так астраханская персидская община исчезла, хотя потомки смешанных браков, возможно, живут в городе до сих пор.

13.



14. Чёрная мечеть в Татарской слободе. Изначально построена в 1816 году, в советское время снесена, а в 2000-х годах восстановлена.



15. И ещё одна мечеть в Татарской слободе — уже полностью новая.



16. Деревянное зодчество. В этой части Астрахани его особенно много.



17. Зачастую дома в Астрахани строились не из срубов, а из досок: леса здесь нет и в помине, сплавлять его далеко, поэтому для строительства иногда использовались специально разбираемые на стройматериал деревянные барки, пришедшие сверху по Волге или даже её притокам: так что лес, из которого они сделаны, и из которого построены астраханские дома, мог быть срублен где-нибудь на Ветлуге или Вятке. Впрочем, дома из сплавленных сюда брёвен в городе тоже строили.



18. Но дощатые дома гораздо менее устойчивы, чем срубные, и поэтому нередко приходится видеть вот такую картину:



19. Детали:



20. Помимо мусульман, есть здесь и Армянская слобода. В ней когда-то было пять армянских церквей, но все были снесены в советское время. Эта — новая, построена в 2000-е годы. Армяне в истории Астрахани отметились довольно ярко, среди них были весьма состоятельные купцы (например, Агамжановы, Агабабовы). Есть армянская община в городе и сейчас.



21. Дом армянского купца Мамаджанова (конец XIX века):



22. А рядом жили немцы. Здание лютеранской кирхи сохранилось, но перестроено до неузнаваемости, и я его не заснял. Зато рядом стоят дома пастората (церковного причта). Построены в конце XIX века.



23. Старая больница, а ныне жилой дом:



24. И медицинский университет в здании дореволюционной постройки с советскими дополнениями.



25. На краю Татарской слободы попался вот такой занятный артефакт:



26. Есть в Заканалье и русская часть. На западе этого исторического района находится Безродная слобода, которую населяли беглые русские крестьяне, поселившиеся в Астрахани рядом с татарами. В наше время над её старой застройкой нависают современные высотки.



27. Главным храмом Безродной слободы является церковь Иоанна Златоуста (1819 год).



28. А на границе Старого города стоит собор святого князя Владимира, построенный в 1895-1902 годах в неовизантийском стиле по проекту петербургского архитектора Василия Косякова, который был мастером этого стиля, и построенные им храмы (в том числе Морской собор в Кронштадте) похожи друг на друга до степени смешения. В советское время, когда храм не действовал, в нём размещался автовокзал.



Вот так вот, всё в одном городе: русские, татары, немцы, казахи, армяне, персы, индийцы, поляки, даже греки и итальянцы. Многонародность Астрахани была поистине впечатляющей, да и сейчас такая атмосфера сохраняется, хоть и народов, происходящих из Дальнего Зарубежья, почти не осталось. А в постсоветские годы Астрахань ещё и стала значительным центром притяжения для восточной части Северного Кавказа — Дагестана и Чечни. Надо полагать, не в последнюю очередь благодаря наличию прямого железнодорожного сообщения: я уезжал на север из Астрахани поездом Грозный - Волгоград, и когда я шёл на посадку, по платформе навстречу мне шло множество кавказских семей. В Астрахани людей из этих двух республик немало, и они заметны. А ещё я слышал историю про африканского студента Астраханского университета, который, уезжая учиться в Россию, специально выбрал для поступления именно Астрахань, так как был наслышан об этом городе как о "самом толерантном" в стране. А из религиозного разнообразия здесь, пожалуй, не хватает только буддистов — даром что Калмыкия рядом.

Итак, представим себе ещё раз. Город, расположенный на Волге, причём в самых её низовьях, то есть в месте, куда стекается речная вода из самых густонаселённых районов России; вобравший в себя, за исключением, разве что, двух столиц, возможно, наибольшее в стране этническое многообразие (с восточным уклоном, но не исключительно); имеющий старинный белокаменный кремль и очень цельный ансамбль губернской архитектуры. По совокупности всего этого, на мой взгляд, Астрахань — один из важнейших городов России для понимания того, что вообще представляет собой наша страна.

На этом закончим осмотр Заканалья и перенесёмся на север от центра: на реку Кутум, за которой тоже расположены интересные исторические районы города.

29. Собственно река Кутум. Когда-то она была судоходной. Ниже по течению находилось несколько пристаней, давших название историческому району Большие Исады.



30. Украшения набережной со стороны центра:



31. Район Закутумье сложился во второй половине XIX века, когда растущему городу уже перестало хватать территории, и он перешагнул за реку. Сейчас это тоже колоритный старый район, хотя и не такой тихий и отрешённый, как Заканалье: через Закутумье проходит несколько магистральных улиц.



32. Доходный дом купца Александра Губина (1902 год). В Закутумье тоже строились интересные купеческие особняки.



33. Очень интересный деревянный бревенчатый дом купца Тетюшинова, построенный в конце XIX века.



34.



35. Улица Чехова и церковь Казанской иконы Божьей Матери (1907 год):



36. Поближе. Церковь очень высокая, поэтому сфотографировать её вблизи трудно.



Когда я там проходил, звонили в колокола к службе. Немного снял видео:



37. Фактура Закутумья. Видите старый фонарь?



38.



39. Севернее Закутумья находится исторический район Селение, старая застройка которого сохранилась не так хорошо. Изначально это была слобода Воскресенского монастыря, который был упразднён в начале XIX века, после чего Селение превратилось в городское предместье.



40. Покровский собор, построенный в 1885 году. Внешне довольно сильно похож на показанную выше Казанскую церковь, но поменьше.



41. Здесь же, в Селении, находится один из самых впечатляющих примеров современной архитектуры, пожалуй, во всей России. Это Астраханский театр оперы и балета, построенный в 2010-2012 годах. Он поистине громадный. Тем и сильнее впечатление от его соседства со старой застройкой.



42. Вот так это здание выглядит с начала Нового моста через Волгу:



43. А вот такой вид открывается на Закутумье:



44. Новый мост служит неплохой смотровой площадкой. Правда, мне здесь не очень повезло с погодой: было хмурое небо и моросил дождик, поэтому и видимость была не очень хорошей. Однако всё же вот вид на старую Астрахань. На переднем плане — остров между рукавами Волги, которая в этом месте раздваивается на четыре километра.



45. С моста есть даже спуск на этот остров. Перед глазами встаёт весьма минималистичный пейзаж. По этой фотографии трудно подумать, что за моей спиной — мост и шум машин. Скорее всего, летом здесь популярное место пикников.



46. И ещё один пейзаж. Вид вниз по течению Волги. Вдалеке виден Старый мост. А вот на другом берегу Волги я так и не побывал.



И на этом пока закончим. Осталась последняя часть: в ней посмотрим Солдатскую слободу, железнодорожный вокзал, а также советские районы Астрахани, которые тоже довольно своеобразны. Продолжение следует!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В Донецк прибыл отряд российских ГРУшников для ликвидации некоторых главарей боевиков С целью физического устранения неподконтрольных командованию российских оккупационных войск отдельных главарей банд террористов в Донецк прибыл сводный оперативный отряд из состава подразделений специа ...
Список гостей, решивших посетить парад 24 июня, прискорбно невелик, да и с точки зрения качества и значимости все это - страны глубоко третьего эшелона мировой политики. Удивительно, что нет Вануату - признать Крым за 500 миллионов они рискнули, за парад им, видимо, решили не платить. А ...
Хороший клип. Припев песни о русских «солдатах удачи», очищающих мир о террористической заразы, частично взят из популярной песни группы «Кино» «Кукушка» — «Солнце моё взгляни на меня, моя ладонь превратилась в кулак». ...
Чего его так назвали то? Оказывается там прах Потёмкина хранился, который эти земли осваивал. А он как известно был главным х..ром Российской империи какое-то время. Ну вот "место, где покоиться (спит) главный х..р России". Прах вывезли, когда выходили из города, рагули осквернят же, как ...
Если сесть в машину и поздним вечером выехать за город, потом заглушить двигатель, выйти из машины и задрать голову вверх, то. То можно увидеть огромное множество звёзд. Если ...