Без названия

"В ответственнейший этап советской архитектуры, когда не только мы сами, но и заграница с пристальным вниманием следит за каждым нашим шагом в области архитектуры, каждое крупное сооружение, тем более в пролетарской столице, требует четкого анализа. С такой «международной» меркой повышенных требований мы должны безусловно подойти и к зданию Наркомвнудела (арх. А. Лангман и И. Безруков).

Это монументальное сооружение занимает весьма ответственный участок в центре города у скрещения Кузнецкого моста, ул. Дзержинского и Фуркасовского пер., своим местоположением замыкая перспективу одной из наиболее оживленных московских магистралей — Кузнецкого моста. Многоэтажные громады жилкомбината и Наркомвнудела своими внушительными объемами импонируют новому облику Москвы, решительно стирающей остатки дореволюционного провинциализма.

Блестящее производство строительных и отделочных работ, как и сам факт конкретной попытки перестроиться и отойти от конструктивистического ящичного штампа, выгодно отличают дом Наркомвнудела от целого ряда ранее возведенных московских зданий. Но все же архитектурное решение его не свободно от некоторых промахов. В здании наркомата не выявлен характер общественного сооружения, оно возбуждает скорее представление о жилой архитектуре.

Масса здания значительна, высота найдена в хороших пропорциях к ширине проезда. Не решен лишь к сожалению угол, замыкающий перспективу Кузнецкого моста.
Центр здания спрессован приемом колоссального модернизованного ордера, создающего искусственно-приподнятое высотное стремление.

Сочетание вертикальных и горизонтальных членений проведено в одной плоскости слишком жестко, чтобы быть гармоничным, и к тому же осуществлено в натуре без соответствующих оптических поправок, вследствие чего в местах их стыка горизонтальное членение кажется разорванным вертикально.
Своевременно введенный мотив отступа смог бы упорядочить это сочетание, облегчил бы одному из элементов возможность занять место в качестве доминирующего мотива композиции, а другой был бы сведен на положение «фона».

Высотность композиции центра не поддержана решением боковых частей фасада.
Сам «ордер» чувствуется наложенным на основной мотив горизонталей.
Ряды однотипных окон мельчат и разбивают общее впечатление значительности целого.
Огромный цоколь — наиболее удавшийся элемент здания — интересен фактурным сопоставлением материалов — рустики и черного, зеркального отшлифованного пояса из лабрадора.
Лишь расположение последнего в самом низу у земли спорно, так как нарушает правильное весовое соподчинение элементов.
С некоторых точек подхода к зданию динамически развертывающийся ребристый ряд треугольных пилястр создает сильный эффект.
Весьма интересны обработка главного входа со скульптурным гербом, культурно сделанные решетки и целый ряд деталей.
Резюмируем: качество строительства и отделочных работ дома Наркомвнудела заслуживает
весьма высокой оценки; в плане архитектурном авторы добились ряда эффектно решенных деталей, но поставленной перед ними трудной задачи ансамбля, архитектурного образа и взаимной связи основных элементов композиции не разрешили.
В заключение несколько слов об архитектурной критике. Для движения вперед нам нужна «большая» критика — всесторонне охватывающая в конкретном анализе воздвигаемые нами сооружения, умеющая видеть основную направляющую тенденцию в архитектуре сегодняшнего дня и строгой научной полнотой своих критических замечаний помогающая конкретной творческой перестройке архитектора, внушая ему чувство огромной ответственности перед историей."
Источник
Строительство Москвы (№ 4)01.01.1935
|
</> |