Без названия

топ 100 блогов synthesizer12.05.2024

В январе восемьдесят седьмого года в Вытегру приехала театральная труппа из Петербурга, руководил которой Николай Иванович Собольщиков-Самарин. Мы бы, может, о приезде этой труппы и не вспоминали бы, кабы ее руководитель на старости лет, в конце пятидесятых годов не написал воспоминаний о времени, проведенном в Вытегре. Правду говоря, аттестовал он Вытегру не самым лучшим образом, но из песни слов не выкинешь, а потому мы все же приведем здесь касающийся Вытегры отрывок из его мемуаров.
«Дело было к вечеру. Город точно вымер. В темных, узеньких проулках, по которым мы проезжали – ни души. Нас встретил непрерывный злой собачий лай, раздававшийся из каждой подворотни. Все окна были закрыты ставнями. На уличках – ни одного фонаря. Ну, кажется заехали куда Макар телят не гонял <�…>. Наутро наш администратор – он же первый комик А.В. Ильин помчался по делам, а весь наш коллектив направился осматривать город и его достопримечательности. Но никакого города не было. Не то забытый всеми на свете посад, не то небольшое село. Два-три двухэтажных каменных здания выделялись на фоне незатейливых, некрашеных домов. Невзрачная церковь. Обледенелые дощатые мостки служили тротуаром. На улицах ухабы и горы снега, который очевидно, никогда не убирался. В центре была базарная площадь. От нее шло несколько проулков, за которыми невдалеке виднелись пустынные снежные пространства. Какие-то люди вяло бродили по базару. Редко и погребально ударял церковный колокол. Центр жизни Вытегры был тут, на базаре, а в смежных уличках и днем невидно было прохожих. Да и не удивительно – во всей Вытегре, оказалось, было всего две тысячи жителей <�…>. Зашли в клуб, где нам предстояло показывать свое искусство. Он помещался тут же, на базаре, на втором этаже кирпичного неоштукатуренного дома. Заглянули в зал и ахнули. Он мог вместить человек сто, сто двадцать пять, не больше. Жалкая миниатюрная сцена состояла из временных скрипучих подмостков с чудовищно намалеванной лесной декорацией. За ней помещалась всего одна довольно большая, но сырая, со стенами, покрытыми плесенью, комнаты – артистическая уборная <�…>. Опять пришлось побывать у исправника – он <�…> был большим любителем театра <�…>. Мало того, он был и драматургом – написал два водевиля, очень скучных, и мы должны были их играть. Злополучные актеры, побывавшие в Вытегре до нас, также не избегли этой участи. Публика знала их почти наизусть и до поднятия занавеса на водевиль дружно покидала зал. Любовь этого исправника к театру выражалась еще и в том, что они никому не позволял поднять и опустить занавес, а всегда проделывал это сам, собственноручно <�…>. Типографии в Вытегре не было. Мы всем скопом садились за стол и писали афиши от руки <�…>. Дела наши были плохи; мы задолжали за квартиру, побывали по этому поводу и у мирового судьи, а затем судебный пристав описал у нас все движимое имущество, включая и театральный гардероб <�…>. В далекую глушь, в маленький захудалый городишко, к темным, невежественным, одичалым людям мы все-таки донесли еле мерцающий светоч культуры. И другим, заброшенным сюда неудачникам или загнанным произволом деспотической власти людям, задыхавшимся в этой трущобе, мы внесли струю чистого воздуха. С маленьких подмостков нашей сцены звучали страстные зажигательные речи Шиллера, жестоко, едкой сатирой, бил по самодержавному строю великий Гоголь, говорил о самодурах и угнетенных Островский и зло высмеивал человеческие пороки и слабости Мольер. Неужели мы не заронили и крупицы из прекраснейших мыслей этих великих писателей в мозг и сердца зрителей нашего маленького театра в Вытегре? Не может этого быть! А если так, значит мы делали нужное дело. Эти мысли помогали нам переносить лишения. И, действительно, очевидно, какой-то добрый след мы оставили в сердцах тех, кто смотрел наши спектакли и смотрел нашу работу. Какая-то группа “неизвестных” уплатила наш долг, и арест с имущества был снят».
Сделаем поправку на то, что гастроли в Вытегре не задались и закончились тем, что судебный пристав описал все имущество труппы. Еще одну и, быть может самую существенную, поправку сделаем на то, что писались воспоминания Собольщикова-Самарина в те годы, когда было принято огульно ругать все то, что было до семнадцатого года. Уж и темные вытегоры, и невежественные, и одичалые, и неудачники, и задыхаются в трущобе. На их счастье приехала столичная труппа и давай ставить Шиллера, Гоголя, Мольера и едкой сатирой бить по самодержавному строю, но… оказалось, что в Олонецких губернских ведомостях публиковались все объявления о спектаклях, сыгранных труппой Собольщикова-Самарина. Оказалось, что ни Шиллера, ни Гоголя, ни Мольера храбрый задним числом старик не ставил, а играла его труппа во множестве комедии, оперетты, фарсы, водевили с переодеваниями и без, водевили с пением, душещипательные драмы, комические квартеты и разнохарактерные дивертисменты. Неувязка получилась с еле мерцающим светочем культуры59. Фонари, как мы уже раньше писали, в городе имелись, и не один, а около семи десятков. Каменных домов было куда больше, чем… Нет, оправдываться в мелочах не станем. Скажем только, что в одном Собольщикова-Самарина память не подвела – уездный исправник Николай Андреевич Ханенев был большой любитель театра и писал пьесы под псевдонимом Горемыкин. Написал они их не две, а куда больше. Через два года после неудачных гастролей труппы Собольщикова-Самарина в Вытегре, в Нижнем Новгороде вышел из печати первый том собрания пьес Ханенева, среди которых была фарс-комедия в двух действиях «Расчет, или Перелетные пташки», действительно сыгранная, как следует из заметки в Олонецких губернских ведомостях, на сцене Вытегорского соединенного собрания. Кто знает, может быть и не один раз. В конце концов, никому не запрещено писать комедии, хотя бы и уездному исправнику. Между прочим, Николай Андреевич был еще и старшим директором Вытегорского тюремного отделения, и старостой теремной церкви, которая была построена лишь потому, что он смог, не требуя от города и казны ни копейки, собрать деньги на ее постройку. Согласитесь, что любой другой старший директор городского тюремного отделения и уездный исправник в истории города могли бы оставить после себя одно, в лучшем случае, два пустых места, а не комедии.
Обычному читателю названия пьес, поставленных на «миниатюрной сцене состоящей из временных скрипучих подмостков с чудовищно намалеванной лесной декорацией» вряд ли будут интересны, но буквоедам сообщим, что ставила столичная труппа драму «Ванька-ключник», соч. Антропова, драму в трех действиях «Наша утеха Варя или Песнь горя», водевиль в одном действии «Голь на выдумки хитра», комедию в трех действиях «Синий чулок», соч. Мансфельда, оперетту в одном действии «Дядя Беккер подшутил», соч. Якобсона, комедию в одном действии «Барыня почивает», оперетту в двух действиях «Женское любопытство», пер. с польского, музыка Адана и в конце ее разнохарактерный дивертисмент, драму в двух действиях «Окно во втором этаже», пер. с польского, комедию в одном действии «Затейница», безымянный водевиль в одном действии с пением и переодеванием, комедию в пяти действиях «Жених из ножевой линии», водевиль в трех действиях «Ворона в павлиньих перьях», водевиль в одном действии «Макар Алексеевич Губкин», драму в пяти действиях «Графиня Клара Обервиль», пер. с французского, комедию в одном действии «Если женщина решила, так поставит на своем», комедию в семи картинах «О российском дворянине Фроле Скабееве и стольничего Нардын-Нащокина дочери Аннушке, драму в четырех действиях «Грех да беда на кого не живет», соч. Островского, комедию-водевиль «Прежде скончались потом повенчались», «Русские песни в лицах», комический еврейский квартет «Паулина, фарс в четырех действиях «Петербургская жизнь», оригинальный этюд в одном действии «Мираж», драму в пяти действиях «Жидовка или казнь огнем и водою», комедию-водевиль «Отелло в юбке», водевиль «Простушка и воспитанная», комедии «Разрушение Помпеи» и «Поющий мальчик с пальчик», «Лес», соч. Островского, драму в пяти действиях «Блуждающие огни», комедию в одном действии «Камердинер-франт» и историческую драму «Борис Годунов», соч. Пушкина.
https://magazines.gorky.media/volga/2024/5/chetyre-ty..

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Такая памятная ночь, а все СМИ молчат...Как будто её и не было. Она была... Всех евреев Германии поставили "на уши". Что называется:( СМИ как-то стыдливо умалчивают об этом событии. Не хотят напоминать -- ни нацикам, об этом постыдном факте, ни евреям...Думаю, что в Израиле всё-таки будут ...
Пашол я... Так всё и останется... ...
На фоне обсуждения проходных баллов для мальчиков/девочек принесло френдлентой. В Челябинский лицей для одаренных детей девочек не принимают вообще. Это заведение только для мальчиков, причем аналогично-симметричного заведения для девочек в городе просто нет. Нимножка прекрасного от ...
Внезапно выяснила что многие считают что бывает настоящая работа, а бывает так - фигня всякая. Типа там врачи/учителя - это работа. Наукой заниматься - это работа. Может быть даже программирование - работа. А дизайн там, писательство или фотография ...
В то время как ежедневные показатели объема могут дать нам ограниченное представление о балансе покупателей и продавцов, Chaikin Money Flow дает гораздо более четкое представление о тенденциях в объеме. Основные вершины за последние 12-18 месяцев были отмечены особым паттерном в ...