Без названия
marigranula — 19.03.2024 Мифы о Самсоне выглядят достаточно странно для включения в состав Танаха. Сам Самсон - герой скорее не иудейского, а греческого эпоса. Но даже и для греческого эпоса он слишком отморожен - герои Греции совершают свои подвиги обычно что бы получить что-то ценное или искупить вину. Ну да, бывает, что боги насылают на них безумие, и они творят какие-то непотребства. Но находится в почти перманентном неадеквате, как Самсон - это и для греческой мифологии необычно. К тому же непонятна история с волосами Самсона. Самсон - назарей, который не должен потреблять ничего из винограда [*] и чьей головы не должна касаться бритва. Очень важный момент - человек перестает быть назареем из-за самого факта сбривания волос, а не от того, что у него нет волос; его сила не заключена в волосах как у Черномора в бороде. Поэтому, тот факт, что у Самсона в филистимлянской тюрьме отросли волосы вроде бы вообще не релевантен - из-за отрастания волос он не стал опять назареем.Я подозреваю, что мифы про Самсона зародились под воздействием греческой/филистимлянской мифологии и состояли из его отношений с женщиной, выпытывания некоторого секрета этой женщиной, и развязки, где Самсон демонстрировал свои героические способности. История с отрезанием волос вообще похожа на греческий миф о взятии Миносом Мегары, где дочь царя Мегары влюбляется в Миноса, и отрезает у отца прядь волос, которая давала ему непобедимость. Весьма вероятно, что легенда о волосах Самсона, дающим ему особую силу, сформировалась раньше, чем идея о том, что он - назарей, и была добавлена позже.
В Танах были включены три "параллельных" мифа о Самсоне. Почему они были включены? Мне кажется, что два основных посыла в мифах о Самсоне важных для Яхвизма это:
1.Необходимость проявлять подозрительность в отношениях с женщинами
Не верь подруге, а верь в вино,
Не жди от женщин добра
Кстати, в Танахе есть еще как минимум две ситуации, где женщины предают мужчин [**], правда в пользу Иудеи, но общая канва та же.
2.Все зависит от воли Яхве и только на Яхве можно уповать. Только воля Яхве решала судьбу Самсона, а не его статус назарея или что-либо ещё. Ведь и перестав быть назареем, Самсон получил помощь Яхве, когда это было Яхве благоугодно. История со львом и медом была чудом, которое Яхве продемонстрировал Самсону, а Самсон решил на нем заработать. Поэтому Яхве и отвернулся от него до того момента, когда Самсон, согласившись чтобы израильтяне его связали и выдали филистимлянам, не вверил свою жизнь Яхве. Вот после этого, когда Самсон фактически признал, что он на одного Яхве уповает, Яхве опять дал ему огромную силу.
*А вот запрета на пиво нет, так что мы вполне можем представить себе, как Самсон набрался пивасиком и пошел лохов разводить.
**Не считая истории с Евой и яблоком -тоже подстава со стороны Евы.
|
</> |