Без названия
ya_exidna — 25.12.2023
С Кристмасом всех, кто празднует!
Но я не об этом.
Я подумала: а вдруг тем, кто читал мои книжки, это интересно? На
днях я говорила с теми, кто интересуется моими книгами, и вот,
вспомнила: у меня же полромана лежит брошенным, эх! Да,
я давно забросила своих героев, но они всё равно живут и
иногда напоминают мне о себе.
Покажу вам отрывок из недописанного романа.
Это из продолжения "Сада камней", откуда-то из середины.
Там Айше, Кемаль, их дочка (новый персонаж), старший брат Айше --
помните его и его жену?
– Я давно хотел тебе сказать, Ай, – брат помедлил, и Айше
немножко испугалась: что такое? Почему-то она никогда не ждала
хороших новостей. – Я боялся, что ты меня осудишь. Или переубедишь.
Я тебе тогда соврал: я не продавал дачу. Ту дачу.
Ей не надо было объяснять – какую именно.
Мустафа постоянно покупал (сдавал, перепродавал) какие-то
земельные участки, квартиры, дачи: начав жизнь в бедности и
выбравшись из неё, он изо всех сил старался создать себе и своей
семье достаток, уверенность в будущем, он вкладывал часть денег в
недвижимость и любил поговорить на эту тему. После смерти жены он
замкнулся в себе, Айше давно была не в курсе его дел: как ни
заговори, о чём ни начни – всё, всё возвращается к тому же! Его
любимой больше нет, его будущее при любом достатке не будет таким,
о каком он мечтал, его сын далеко… иногда Айше думала, что хорошо
бы брату найти себе женщину, пусть не жену, но хотя бы подругу,
любовницу, как угодно. И начинать забывать.
– Ты тогда просила у меня деньги на квартиру, я и сказал, что
продал дачу. Иначе ты могла бы не взять. И вообще… чтобы ты об этом
не думала. Но я не смог. Я иногда езжу туда.
Она не знала, что сказать.
Представила себе, как он входит в дом… кто-то, конечно же,
много лет назад отмыл коридор и лестницу от крови… интересно,
сохранил ли он все вещи Эмель? Её мольберт, краски, рукоделие, её
одежду? И все эти годы он иногда ездил туда – где был так счастлив
и где пережил самое страшное несчастье?
– Я хотел тебе предложить. Поедем со мной двадцать третьего,
на праздники1. Возьмём Эмми, пусть она погуляет. Может, и море
будет тёплое, посмотрим. Что скажешь? И ты могла бы возить её туда
на лето. Надо уже как-то… жить. Нелепо, что ты сидишь с ребёнком в
городе или ездишь в гостиницы, когда есть дача.
Она была не готова к этой новости, слушала молча.
– Я был эгоистом, прости. Думал только о себе и о своих
чувствах. Но этой зимой понял, что всё: Эмми надо вывозить на лето,
ей надо плавать, загорать, укреплять здоровье… надо думать о
живых.
Да, Эмель той зимой много болела, легко подхватывала любую
простуду, ходила с кашлем, лежала с температурой. Надо было
соглашаться, как же иначе.
Брат по-своему истолковал её молчание.
– Прости, что не сказал раньше… давно бы уже…
– Нет, раньше я бы и сама не… я бы не поехала туда.
– А сейчас? Сейчас поедешь? Ради дочери.
Поехать туда, где практически при ней была убита любимая жена
её брата, её почти сестра, родная душа… та, первая в их семье,
Эмель? Снова вспоминать, снова винить себя в том, что не услышала,
занималась своими делами, не спасла, не сумела помешать, оказалась
такой предсказуемой для убийцы? Заново пережить весь ужас…
– Ох, я не знаю.
– Там почти всё по-другому, я сделал ремонт. Он как раз
заканчивается. Я хочу, чтобы ты посмотрела… этот дом никому не
нужен, кроме нас с тобой. И если Эмми его полюбит, то… Эмин никогда
туда не поедет, ты же понимаешь. А для Эмми это место может стать
домом. Мы же не будем ей говорить… к тому же она Эмель не знала.
Понимаешь, когда я думаю, что там будут жить какие-то чужие люди,
то мне это ещё невыносимее. Те, которые совсем ничего не знают…
тогда как будто память сотрётся… я не могу с этим расстаться, не
могу это отдать… не могу предать её ещё раз. Короче говоря, я
оставил дом себе. Вы с Эмми будете на гостевой половине, я там уже
приготовил детскую… все эти розовые пони и девочки – ей
понравится.
Как добрый волшебник.
Сказка, а не жизнь: какое счастье, когда есть кто-то родной,
кто может сделать тебе такой роскошный, такой неожиданный подарок.
Нет, Айше никогда бы не приняла ту дачу в дар, это всё должно
достаться её племяннику Эмину, но проводить все каникулы у моря,
пока дочка подрастает, – одно это уже счастье и неслыханная
щедрость. И комната с пони – подумать только!
Надо было ехать туда и как-то всё это пережить. Окончательно
расстаться с прошлым, вспомнить все тени и все подробности…
интересно, они забылись или нет? Эта картина, которую писала Эмель
в подарок для убийцы, эти чёрно-белые цветы с красными каплями, где
она? Звенит ли ещё соседский колокольчик, покачивающийся на ветру?
Наверняка уже нет. Кому достался тот, соседский дом? Прошло столько
лет – пусть там будут какие-нибудь простые люди, которые превратили
пресловутый сад камней в обычные грядки…
Её желание сбылось в точности.
Оказалось, там заросли артишоков: апрель – самый сезон.
Всю дорогу до Акбюка Айше пыталась изображать спокойствие и
временами действительно впадала в какое-то отстранённое равнодушие.
Эмель веселилась в предвкушении приключений и новой комнаты,
Мустафа всячески поддерживал интерес и радость племянницы, но
только артишоки окончательно примирили Айше с этой поездкой.
И с этим домом.
Который (она не могла не признать) действительно стал как
будто другим – да и всё вокруг, вся улица… ох, как же всё
изменилось за восемь лет!
Сосны и оливы разрослись, у всех соседей появились красивые
или не очень заборы: у кого с коваными завитушками, у кого из
простой сетки. Все их оплетали девичий виноград, плющ, жимолость и
жасмин; выросли и ярко-розово цвели высокие кусты олеандров… И дома
– они совсем другие: у кого застеклённые балконы, у кого
пристройка, у кого облицовка или совсем другой цвет – не
узнать.
«Как хорошо!» – неожиданно для себя подумала Айше и с
облегчением вдохнула этот вкусный, всегда околдовывавший её здешний
сосновый воздух.
Только он и остался прежним, а все мы… мы совсем другие, и у
меня дочь…
Эмель была в восторге, бежала впереди, ткнулась в запертую
(вот как тут теперь!) высокую калитку.
– Скорее, дядя, я хочу посмотреть комнату! А тут можно сделать
качели? А где бассейн? Ой, кошка… ой, мам, кошечка-а-а!
Как всегда (как будто назло назначенному весной Дню детей) в
двадцатых числах апреля вдруг похолодало; было пасмурно, казалось,
вот-вот пойдёт дождь – и эта серость тоже разительно отличалась от
той тёплой солнечной, едва начавшейся осени, когда… А соседский сад
весь зарос высоченными, серовато-зелёными артишоками.
Они покачивали своими чешуйчатыми, колючими на вид, похожими
на сказочных то ли ежей, то ли драконов головами среди узорчато
вырезанных листьев, стояли рядами на толстых мощных стеблях:
ощетинившись, защищали свой сад от вторжения чужаков. Никаких
камней, никаких заботливо (маниакально?) прочёсанных граблями
песочных дорожек между ними: всё это исчезло, земля соседского сада
стала именно землёй в её изначальном, жизненном смысле – всё
перекопано, перепахано, засеяно, никаких сорняков, и будет
урожай.
Между участками теперь были заборы, не перепрыгнешь, не
забежишь запросто – стало безопаснее, теперь убийце было бы не так
просто, почти невозможно осуществить свой дьявольский план.
Брат отпер калитку, и Эмель, подхватив на руки дружелюбную
кошку, уже бежала вверх по ступенькам гостевого крыльца.
Сад зарос какой-то зеленью: весна, и непонятно, что из этого
сорняки, которые надо бы скосить до лета, пока они не превратились
в сухие непролазные заросли, а что специально посаженные
растения.
Айше попыталась представить, что здесь было при Эмель:
кажется, она ухаживала за садом… точно, был же газон! Брат его
стриг, а сейчас на заросшей лужайке покачивались маки и росла
бело-жёлтая смесь диких ромашек и сурепки, создавая странный эффект
весёлой подсветки серенького дня. А это огромное дерево – разве оно
было здесь? Да, олива на углу дома выросла за эти годы, вымахала
выше второго этажа, образовала тень и иллюзию старого сада с
какой-нибудь европейской картины… просто импрессионизм! Ещё и
фиолетовые ирисы – целая клумба в углу, великолепный фонтан цветов…
наверняка Эмель когда-то посадила сюда несколько клубней и не
успела полюбоваться на всю эту роскошь. Не в этом ли и смысл садов
– напоминать нам о тех, кто занимался ими до нас? Брат прав: нельзя
отдавать это чужим, посторонним, равнодушным, они не прочтут этих
иероглифов… нет, только не вспоминать ничего японского!
– Мам, это будет моя кошка! Я её назову Луна, она же почти
чёрная!
– Эмми, как ты можешь назвать кошку, как маму2?!
– Нет, дядя, я её буду звать не «Ай», а «Лу-на»… можно и
Артемис3, потому что она почти белая!
– Логично, – согласился ничего не понявший, но всегда
потакавший племяннице дядя.
Айше улыбнулась: не вспоминать ничего японского не получится,
и на этот раз она поняла логику дочери. Ещё недавно я всегда её
понимала, а сейчас Эмми всё чаще удивляет меня чем-то, и это так
здорово: она растёт, у неё свои, отличные от моих, интересы, и свои
мульфильмы, которые я не успеваю да и не хочу смотреть, и игры в
планшете, и многое… друг Горацио, угу. В школе (God save – боже,
храни нашего Дэвида!) её, конечно, заставят читать и анализировать
Шекспира, но разве это приблизит её ко мне… комикс ей придётся
гораздо больше по душе, чем старинная книга. И пусть. Пусть они
будут другими… мы же тоже – не как наши бабушки. Даже не как наши
матери.
На этом месте Айше остановилась.
Она почти не помнила своей матери и не старалась вспоминать
её. Сейчас что-то кольнуло: какой она была? Что я знаю о ней? Брат
наверняка помнит, и надо бы…
Нет, сейчас не время. Эмель уже бежала дальше – в отпертую
дверь гостевой половины дома.
Айше тоже вошла, огляделась. Старый дом пах новизной и
чистотой – немного краской, немного какими-то моющими средствами,
ни затхлости, ни пыли, ничего старого, ни кусочка прошлого.
Да, брат молодец: переделал всё, переставил и обновил всю
мебель – при этом создавалось странное впечатление, что он сделал
это так, как понравилось бы его жене. Так, как это сделала бы
Эмель, любившая дом, дизайн, ремонты, и Мустафа как будто хотел
осуществить какие-то её замыслы. А может, это так и было, может,
они когда-то мечтали вместе сделать эту перепланировку, и он просто
продолжил их общее дело? Мысленно советуясь с ней, чтобы не
расставаться?
– Как классно! Мама! Дядя! Пони! И Винкс! Покрывало классное!
Мам, смотри! – радостные вопли сверху: похоже, Мустафе удалось
угадать.
– И про Винкс не забыл? – засмеялась Айше. – Балуешь ты её!
Наверняка истратил кучу денег, как мы будем с тобой
расплачиваться?
– Про Винкс я не знал, мне продавщица посоветовала: мол, если
у вас девочка, то сейчас они все увлекаются… я и купил. Ай, милая,
мне же всё равно, какую мебель покупать, сама подумай: какая
разница? А девочке радость…
Радость девочки переливалась через край, звенела, кричала,
припевала, подпрыгивала. Комната была похожа на идеальную рекламную
картинку современной девочковой детской… у нас с братом не было
ничего подобного, хотя он всегда старался…
– Ты и меня всегда баловал, аби4… я же помню, ты не думай. Ты
кукол мне покупал, книжки…
Детство никак не желало возникать в памяти.
Бабушки и другие родственницы, комнаты… какие-то временные, не
совсем и не только для неё. Та бабушка, которая учила её вязать,
плела кружева и вышивала наволочки для её приданого. Она меня
любила, я помню. Но у всех родственников, где приходилось жить
Айше, были простые, небогатые дома, всё было общим, и их общее
время проходило в общей, единственной натопленной комнате, а
спальни были маленькими, холодными зимой и душными летом, и детей
часто укладывали там же, где они ужинали, около догорающей печки.
Теснилась простая деревянная мебель; в отгороженной шторой нише
хранились матрасы, подушки и тяжёлые, атласные, стёганые одеяла с
пришитыми к ним накрахмаленными отворотами с вышивкой – на случай
гостей. И гости ночевали часто, все родные жили единой большой
семьёй, все заботились обо всех детях, как о своих… в сущности, ей
повезло родиться в этом старинном кругу. Из которого они с братом
так хотели вырваться, так рвались к другой, современной жизни, к
книгам, к университетам, к Европе. Их так и учили: наши
бабушки-дедушки приехали из Европы, и мы не такие, как все эти
деревенские, и вы учитесь, вы должны выйти в люди, уехать
отсюда…
И вот у её дочери комната с самыми модными картинками, сама
она побывала в Лондоне и однажды съездила оттуда на уикенд в
Париж.
– Помнишь, аби, ты мне как-то купил платье – праздничное,
длинное, как у принцессы?
– Помню, конечно. Ты тогда была как Эмми или чуть постарше,
нас на свадьбу в Тире пригласили, и надо было что-то
нарядное…
– Я не помню свадьбу! Только платье, надо же.
Наверное, нам давно надо было поговорить обо всём этом –
почему мы этого не делали? Свадьба в небольшом провинциальном
городке: там издавна жила диаспора таких же переселенцев, как их
семья; наверняка они ехали с какими-то македонскими родственниками,
наняв целый минибус – старенький, из тех, что возил детей их
окраины в единственную, не очень близкую школу. Мустафа, студент,
подрабатывающий где только можно, – как он нашёл денег, чтобы его
сестрёнка выглядела на той свадьбе не хуже других, более
благополучных девочек? Платьице было пышным, из синтетического
атласа и тюля, голубым – под цвет глаз… сзади бант…
– Надо было всем доказать, что я могу тебя содержать и
воспитывать. Что я справляюсь и мы не хуже других, – откликнулся на
её мысли брат. – Оно было недорогое, с базара, подделка под
фирменное, но выглядело шикарно, ты им ещё подмышки натёрла, ткань
жёсткая была.
Отвернулся, заговорил о другом.
– Сейчас я вам включу отопление и пойду к себе, а вы тут
размещайтесь, раскладывайте всё… в общем, устраивайтесь. На третьем
этаже – твоя комната, посмотришь. Типа кабинет, а спать можешь и в
спальне рядом с детской. И ты… ты, Ай, пока не ходи на ту половину…
потом…
Мустафа договаривал на ходу, словно заторопившись уйти.
Идти за ним было нельзя, он ясно дал это понять, и Айше осталась с
невыговоренной благодарностью… чёрт, я никогда не смогу его
отблагодарить! За то кружевное (ну и пусть подделка и подмышки!)
платье для маленькой девочки, за эту комнату для моей дочери, за
(ещё одно чудо!) мою собственную, опять свою комнату –
кабинет!
Она бросила сумку с вещами в коридоре около детской, мельком
заглянула в гостевую спальню: всё новое, всё! – и поднялась на
третий этаж.
Это тоже надо было сделать, и Айше была рада, что идёт сюда в
одиночестве. Дочка надёжно занята комнатой: что-то говорила
привезённым с собой игрушкам, рассматривала рисунки на подушках и
занавесках, а ей самой предстояла встреча с подзабытым чувством
вины.
Когда убили Эмель, Айше была здесь – в этой комнате, в своём
«кабинете», она писала роман, погрузилась в свои дела: почему,
почему я не слышала ничего, кроме звука пылесоса за стеной?! Ещё
злилась, что он мне мешает, боже мой!
Комната, прежде довольно тёмная из-за деревянного скошенного,
неправильной формы потолка, стала светлой – словно переродилась.
Все угловатости и балки были сохранены, но как-то то ли обструганы,
то ли очищены и покрашены – картинка, снова картинка, на этот раз
из скандинавского журнала! Светлый диван, стол, стеллажи для книг.
В углу круглый столик с электрическим чайником и банкой кофе:
скатерть… круглая скатерть, вышитая голубыми розами.
«Это тебе от меня! – как будто сказала ей её навсегда
потерянная сестра. – Возьми всё это, прими. Комнату, скатерть – мои
подарки. Тебе и твоей Эмель…»
Не плакать.
Айше вышла на большой балкон, почти террасу.
Отсюда открывался так нравившийся ей вид на залив, сюда
протянула свою огромную лапу большая старая сосна. Вид был прежним
и новым одновременно. Больше домов, больше разросшихся деревьев,
больше и ближе тень от сосны, да Айше к тому же просто успела
забыть, каким всё было раньше. Ветерок подул в глаза, слёзы
потекли, но нет, не давать себе воли, не плакать: у тебя дочь, у
тебя муж и отличная семья, у тебя старший брат, которому нужна
поддержка. И уж, конечно, не слёзы, а искренняя благодарность и
радость.
Отсюда, сверху, тоже были видны заросли артишоков у соседей.
За ними, ближе к их дому, шли другие грядки, некоторые ещё
загадочные, без всходов, и на террасе были расставлены ящики с
рассадой, а за домом посажены три небольшие, тщательно подрезанные
оливы: всё не для красоты, а для пользы и удобного сбора
урожая.
Как хорошо. Пусть так.
Потом она поняла, почему брат хотел отложить её встречу со
своей половиной дома.
Он был прав, хотя, скорее всего, думал не о ней, а о себе: как
и при покупке платья. Но (как и тогда) оказалось, что так
было лучше и для неё: им обоим было бы слишком сложно совладать со
всеми впечатлениями сразу – и вдобавок скрывать их в присутствии
маленькой Эмель.
Девочка весело обживала комнату, бегала по лестницам, радостно
обнаруживала то полотенце, то зубную щётку с картинками,
осваивалась в новом пространстве. Айше поучаствовала во всём этом,
потом спустилась на кухню, разложила привезённые продукты, наскоро
приготовила дочке и брату омлет и салат, и только ближе к вечеру
Мустафа позвал её на свою половину.
Тот дом остался без перемен.
Насколько неузнаваемо изменился дом для гостей – настолько
прежним, без малейших перемен был сохранён дом брата. Их общий дом
с его женой.
Это было даже страшно.
Айше показалось, что в этой затхлости, в этой (оставленной
Эмель?!) немытой чашке, в старых, посеревших от времени занавесках
не было ничего от той чистоты и того уюта, который Эмель так любила
– ей пришёлся бы по душе обновлённый гостевой дом, а не этот –
законсервированный ради памяти о ней.
– Да… вот так, – сказал Мустафа. – Я понимаю, что это глупо и
даже нездорово… клиника, но… ты меня не осуждай. Это никого не
касается: как я сейчас живу. В городе, в квартире, мы с Эмином
как-то смогли: что-то изменилось, что-то осталось, но здесь… Ты
хочешь пойти наверх?
Интересно, что он хочет услышать в ответ.
Что ему придётся по душе: если я не буду вторгаться в
сохранённую им для себя одного иллюзию прошлого? Или если попытаюсь
разделить с ним его неутихшее горе? Ведь ему не с кем поговорить об
этом, кроме меня. И если он привёз меня сюда – решился через
столько лет, то, наверное…
– Да, аби, я пойду. Я должна её вспомнить. Я старалась забыть,
но сейчас я готова вспоминать. Я её очень любила, ты знаешь.
Лестница и коридор второго этажа были чистыми: Айше очень
боялась, что вдруг брат оставил всё, как было, и здесь.
– Пол отмыли ещё тогда, – сказал Мустафа. – Помнишь, у нас был
сторож Байрам? Он нашёл какую-то женщину, они всё убрали. А комнаты
я не трогал, хочу, чтобы всё было по-старому.
Пыль на коробках и корзине с рукоделием, пыльный мольберт,
запылившиеся краски. Несвежие занавески, грязное окно, выцветшие
абажур и ковёр, серая бумага – вряд ли Эмель это заслужила. Такая
память хуже забвения – или всё-таки нет?
Айше с ужасом подумала, что вдруг брат все эти годы не менял
постельное бельё. Чтобы сохранить… разве запах сохранишь,
законсервируешь на восемь лет? Зачем он обрёк себя самого на это –
не знаешь, как и назвать! – на это отшельничество, это поклонение
памяти? Или это ближе к помешательству и сумасшествию?
Музей? Но тогда здесь нужна чистота, за экспонатами нужно
бережно следить, смотритель и хранитель музея должен заниматься
своим делом – уходом за памятными вещицами. А так… нет, это было
ужасно, но Айше не знала, как и что говорить об этом брату.
– Я тебя понимаю, – осторожно выговорила она. – Ты хотел
сохранить всё в точности…
– Да.
Айше ещё немного постояла посреди этого пыльного мёртвого
царства: нет, здесь не было тени Эмель, её душа, если таковая
существует, не захотела бы жить среди этого старья. Сказать брату,
что Эмель бы тут всё изменила и вымыла?
Но она, конечно же, промолчала: незачем учить взрослого
человека, каждый справляется, как умеет.
Ей самой не довелось пережить такой серьёзной потери: мать?
Нет, она почти не помнила её, была слишком мала, чтобы осознать и
почувствовать горе. Потом боялась за мужа: в какие-то периоды
остро, панически – представляя себе, что он уходит на свою
проклятую работу в последний раз, что его больше не будет рядом… но
она научилась не давать воли этим ужасным фантазиям. В конце
концов, ничто не вечно, никто не обещал нам гарантированного
следующего дня.
Маленькая Эмель была счастлива.
Ей понравился дом, понравился сад, понравилась (само собой!)
комната, понравилось быть хозяйкой: как будто принцесса обрела
замок – целых три этажа, а вдобавок таинственная, старая часть
дома! Она, разумеется, забежала и туда, осмотрела всё, заставила
дядю отвечать на множество вопросов. Айше останавливала её, шикала,
подавала ей знаки – толку от этого не было никакого. Эмми не
остановить.
Мустафа, как ни странно, отнёсся к её расспросам вполне
нормально. Айше даже показалось, что ему нравится рассказывать
девочке о тёте Эмель, о её рисунках, вышивках, о том, какая она
была замечательная и талантливая.
Рассказал и об убийстве.
Эмми обожала такие истории, часто расспрашивала отца о
расследованиях и преступлениях, для неё они (Айше узнавала в ней
прежнюю себя!) были просто загадками, ребусами, сюжетами. Ей было
всё равно, что они строятся вокруг смерти – этой самой большой,
самой страшной загадки мира, но она пока не боялась этой бездны, не
испытывала ничего, кроме сыщицкого азарта и
читательско-зрительского восторга. Адаптированная «Собака
Баскервиллей» была прочитана, куплены все детские детективы Инид
Блайтон, но разве это может сравниться с настоящими, реальными
сюжетами, которые приносил с работы отец? И здесь: надо же,
убийство! Совсем рядом, в нашей семье!
– Почему вы мне никогда не рассказывали?! Я уже не маленькая!
Кто её убил? За что? А убийцу папа нашёл, да?
– Да, папа. Конечно, не он один, вся полиция работала. Но если
бы не он… твой папа отличный сыщик, почти Шерлок Холмс.
Айше думала, что брат не захочет рассказывать подробности, но
он рассказал Эмель почти всё – подстраиваясь, конечно, под её
детское восприятие. Как рассказал бы сказку: о злых людях, о
хорошей красивой женщине, которую хотели погубить и погубили.
Считать ли счастливым концом раскрытие преступления и наказание
убийцы? Любители детективов, думала Айше, слушая брата, испытывают
катарсис от найденной разгадки, и авторы охотно подыгрывают им, да
и я сама…
– Мама, ты можешь написать об этом роман!
– Нет, Эм, не могу. Я никогда не беру истории из жизни, я всё
придумываю. А писать о таком… это наше, слишком личное, я не хочу,
чтобы эта история превратилась в развлечение для публики.
– Но это же такая крутая история!