Без названия
bullet_223 — 10.12.2023Продолжая читать воспоминания академика Крылова.
Увидел у него косвенное подтверждение того, что уже с 1921 года в
нашей стране началась подготовка к индустриализации.
После Революции видный царский сановник, но одновременно один из
лучших специалистов-механиков по флоту переходит на сторону
советской власти. Жизнь его потом сложилась удачно – он был
орденоносцем (орден Ленина), на высших технических должностях и в
Академии наук. В т.ч. Крылов, начиная с 1921 года, был главным
советским чиновником по закупке гражданских судов у
иностранцев.
Причём Крылов в первую очередь отбирал суда, которые были в
состоянии возить тяжёлую и сложную технику – паровозы, станки,
энергетические турбины, металлоконструкции будущих заводов и т.п.
Одними из первых эти суда перевезли из Швеции турбины для
Волхостроя.
СССР в 1921-28 годах, словно пылесос, выметал из Европы такие
корабли – после Первой мировой их было не так много, а качественных
– и того меньше (многие подбиты во время войны на море, а также
исчерпали ресурс за счёт сверхэксплуатации в это время и отсутствия
плановых ремонтов). Крылов бился за каждое судно, выставленное на
продажу.
Главным местом торговли судами был Лондон, и Крылов там проводил
почти всё время. Скупали также корабли в Германии, Италии,
Голландии. В итоге к 1924 году вымели европейский рынок кораблей, и
перешли на северо-американский. Вот как сам Крылов описывает эту
операцию:
«Таким образом, европейский рынок был исчерпан. Запрос на
американском рынке показал, что озёрные пароходы были в требовании
и цена парохода 10–12-летнего была от 150 000 до 200 000 долларов,
т.е. от 30 000 до 40 000 ф.ст. Ввиду этого явилось предложение
построить новый пароход, вполне приспособленный к нашим
требованиям; с этой целью мною были составлены эскизные чертежи,
теоретический чертёж с настолько полными носовыми обводами, чтобы в
трюме помещалось 13 паровозов, и краткие спецификации такого
парохода. От миссии были посланы запросы восьми германским и двум
английским заводам. Лишь завод Армстронга, где консультантом был
сэр Ф. Уаттс, понял, что самое существенное требование было -
размещение 13 паровозов в трюме, что избыточный расход угля от
полноты носовых обводов мог бы составить за весь переход
Трольгстан-Петроград всего около 10–12 т, что составляло расход
10–12 ф.ст., а сбережение от перевозки лишнего паровоза - около 150
ф.ст».
Как уже писал не раз, индустриализация в СССР не проводилась
«мгновенно». Якобы в 1927-28 годах быстро набросали её план, и в
страну потекли американские заводы.
Так никогда не делается, даже сейчас. Подготовительные работы
(техническая спецификация, чертежи, заказ, фрахт и доставка,
обучение персонала) занимают два-три и больше лет. В случае 1920-х
– и 3-4-5 лет.
Сами американцы пишут, что заказы на заводы в рамках
индустриализации начались с 1925 года – ещё при Дзержинском,
руководившем этим процессом. В Европе – с 1921-22 года.
|
</> |