Два полюса армейской реформы
boec008 — 17.05.2013 Теги: СердюковИз интервью «Профилю» одного из наиболее серьезных военных аналитиков России Руслана Пухова уяснил несколько важных моментов.
Ключевая цитата: «Преобразования в армии, которые инициировали бывшие министр обороны Анатолий Сердюков и начальник Генштаба Николай Макаров, не были их личной инициативой – точнее называть эти процессы реформой Путина-Медведева. Изменения в армии будут продолжены».
В чем положительный смысл реформы. Он состоит в необходимости перехода от массовой мобилизационной армии, заточенной под большую мировую войну, в которой не применяются современные виды вооружений, к более компактным и профессиональным вооруженным силам, оптимизированным прежде всего под локальные и региональные конфликты. При этом генералитет уже не подвергает этот стратегический курс сомнению. Его интересует другое.
При Сердюкове был радикально сокращен центральный аппарат Министерства обороны. Некоторые офицеры считали, что в результате этих сокращений управляемость вооруженных сил на стратегическом уровне снизилась. Теперь численность этого аппарата вновь возрастет, но все равно останется на более низком уровне по сравнению с досердюковскими временами. Иначе говоря, они борются за свои штатные ставки.
Основные направления начатой военной реформы сохранятся. За одним, пожалуй, исключением: Сергей Шойгу, в отличие от своего предшественника, хочет исключить министерство обороны из процесса определения цен на продукцию ВПК. Сердюков вступил, по словам Пухова, в жесткий клинч с лоббистами оборонки, которые пытались резко взвинтить цены, почувствовав платежеспособность государства. «Паралич в этой области вызвал серьезные задержки в контрактации гособоронзаказа в 2012-м и особенно в 2011 году. И вполне возможно, что те многолетние контракты, которые под прямым и интенсивным давлением высшего политического руководства страны были все-таки тогда заключены, окажутся с финансовой точки зрения невыполнимыми», – говорит аналитик (видимо, имея ввиду продавленные по политическим соображениям контракты минобороны с «Уралвагонзаводом» на ненужные армии танки и прочее).
И вот тут выявляется главная опасность. Ценой отставки Сердюкова стал план его оппонентов из ВПК по передаче полномочий в сфере ценообразования на военную технику и продукцию от Минобороны к более сговорчивым структурам. А цена вопроса всего-то 23 триллиона рублей. Но теперь резко повышается вероятность, что их будут делить «свои люди» олигархов от ВПК. И вот именно это может «похоронить» не только реформу, но и боеспособность армии вместе с российским бюджетом.
|
</> |