Без названия

топ 100 блогов chukcheev29.01.2023 Цензурные
ограничения, явные и неявные, существовавшие в СССР, налагали свой отпечаток на развитие литературы и искусства – отпечаток негативный.
Возьмём, к примеру, замечательную трилогию Евгения Коршунова, состоящую из двух повестей «Операция “Хамелеон”», «Операция “Золотой лев”» и романа «Наёмники», в журнальном варианте «Крестоносцы».
Действие трилогии происходит в вымышленной африканской стране Гвиания, в которой с лёгкостью угадывается федеративная Нигерия, в середине – второй половине 60-х годов прошлого века, когда едва ставшая независимой бывшая британская колония пережила самый серьёзный кризис в своей недолгой истории – несколько военных переворотов и отделение восточных провинций.
Главный герой, связывающий все три произведения, советский гражданин Пётр Николаев – сначала аспирант по программе ЮНЕСКО, потом журналист-международник, всякий раз наезжающий в Гвианию. Понятно, что в образе Николаева автор выводит себя, но специфика материала требует иного выбора.
Коршунов, скованный негласными ограничениями, не мог взять на главную роль того единственного персонажа, который был возможен в предлагаемых обстоятельствах – далёкий дикий регион, политическая нестабильность, гражданская война с активным иностранным участием…
Проще говоря, главным героем трилогии должен был быть сотрудник Первого главного управления КГБ СССР с незапоминающимся именем и фамилией (тот же «Пётр Николаев»), работающий под журналистским прикрытием с корочкой Агентства печати новости.
Какие это открывало бы возможности для автора? Если в первой части аспирант Николаев был ещё более и менее на месте, поскольку гвианиский кризис не достиг своего пика, то уже в сиквеле и триквеле неудобства с выбором основного персонажа полезли наружу.
Вторая и третья части – остросюжетное повествование, где главному герою приходится выступать не просто в качестве некоего ядра, вокруг которого разворачиваются события, но принимать личное участие в опасных похождениях, требующих от него демонстрации специальных навыков, которые может дать лишь Краснознамённый институт или Рязанское училище.
Наш же Николаев – всего лишь журналист, у которого нет никакого второго дна, кроме законченного гуманитарного факультета, и который не может сражаться ничем иным как лейкой и блокнотом.
Словом, того любимого публикой момента, когда заурядный командировочный из «Юнивёрсал Экспортс» вдруг превращается в агента 007, Коршунов позволить себе не может, оставляя своего Николаева тем, кем он и был заявлен с самого начала – сугубо штатским наблюдателем, но отнюдь не деятелем.
Однако у разворачивающейся интриги свои требования, и, если двигателем сюжета не может быть номинальный главный герой, им становится вроде бы второстепенный поначалу персонаж, по ходу рассказа всё явственнее выходящий на первый план: в конечном итоге, интригу тянет на себе человек с кулаками, а не человек с рефлексиями.
Поскольку, как мы помним, цензурные рогатки никуда не делись и о работе советской внешней разведки в современной Африке упоминать категорически нельзя, Коршунов вводит в повествование некоего француза – с несколькими именами и запутанной биографией.
Жак Ювелен становится добрым ангелом Петра Николаева, чтобы в третьей заключительной части категорически затмить своего принципала, полностью поменявшись с ним иерархическими местами.
Этот переворот накладывает отпечаток на восприятие романа «Наёмники», вызывая двойное недоумение. Во-первых, отчего наш Николаев такой тютя и рохля, которому отчаянно нужен заграничный Ювелен, чтобы выпутаться изо всех передряг.
Во-вторых, не слишком ли много условности в этом бывшем солдате Иностранного легиона, который не понятно отчего вдруг взялся опекать советского журналиста? Вот если бы Ювелен на самом деле был Кононом Молодым, но из французского отдела ПГУ, тогда бы всё стало на свои места – но о таком и подумать нельзя…
Как итог, вынужденное расщепление главного героя на зиц-протагониста и подлинного актора обескровливает роман и смазывает впечатление от всей трилогии. Запоздало сожалеешь: а вот если бы над Коршуновым не висел этот дамоклов меч полуправды, какой увлекательной могла бы получиться вся трилогия, начиная с самой первой повести, когда завершающий обучение в Ясенево без пяти минут лейтенант Николаев прилетает в Африку на преддипломную практику, чтобы на месте жёстко наджибать британскую разведку, гвианийскую контрразведку и службу безопасности нефтяного гиганта «Раковина»…
Увы, эта возможность раскрыть борьбу сверхдержав за Чёрный континент была упущена: официально СССР не вмешивается, только бессильно наблюдает, когда белые господа продолжают делить свои уже бывшие колонии.
По счастью, сейчас приоритеты изменились, и ЧВК «Вагнер» умеет в паблисити.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Роскошная мебель с отделкой золотом продолжает пользоваться спросом у российских чиновников. Минэкономразвития объявило сегодня конкурс на поставку офисной мебели для обеспечения работы центрального аппарата министерства в 2010 г. Столу ...
Синхрон «20 лет вместе» Турнир посвящается 20-летию Санкт-Петербургского клуба интеллектуальных игр «Дети КолОмны», который получил премию МАК «Лучший ...
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что в адрес России будут введены зеркальные меры, если российская стороны введет торговые санкции, передает Интерфакс. «Как только Россия введет торговые ограничения по отношению к Украине, мы неотложно в тот же день введем зеркальные меры», ...
Новый разбор в стихах популярного фразеологизма "Финт ушами", который возник в молодёжной среде относительно недавно: Финт ушами – это хитрый ход, Закидо́н, какой никто не ждёт, Фо́ртель*, ловкий трюк необычайный, Связанный с обманом не случайно. Но причём тут уши, а не нос Или руки, ...
...В пятницу нам показывали красивое. С утра включили режим ч/б (с немножко золотого от уличных фонарей и сияющими, точно засахаренными, веточками), потом все подтаяло, обнажился мокрый асфальт, задышал паром. А потом ка-ак налетело! Из окна офиса - а мы довольно высоко сидим - ...