Без названия
sidorenko_vl — 21.01.2023
Итак, Фёдор Лисицин, добрался, наконец, до Цусимы. А я как-то
ещё в позатом году сказал на Научном, что вот видосик его про
Цусиму я посмотрю – тем более что кто-то там написал, что мол Фёдор
грозился рассказать "всю правду" про методики управления артогнём –
такой цирк пропускать я не хотел.
Но в принципе, я не ожидал особого треша. Я так полагал
(ошибочно), что Фёдор, наконец, начнёт учиться на своих ошибках и в
итоге тихо-мирно расскажет некий микс из основных "цусимских" работ
(немного Семёнова, немного Новикова-Прибоя, немного Крестьянинова,
немного ещё кого-то). Но не тут-то было. Фёдор показал мастер-класс
и ухитрился брякнуть такое, что офигел даже я, казалось бы, ко
всему привычный. Но обо всём по порядку.
Но перед этим ещё один момент. Более ранних видосиков Фёдора
про поход 2-й ТОЭ я не смотрел, так что неожиданно для себя открыл,
что видосики Фёдора весьма апологетичны по отношению к личности
командующего 2-й ТОЭ вице-адмирала З.П.Рожественского. Ну, это нам
знакомо и это даже хорошо
Начну с первой части Цусимы.
02:13 - "Того выставил завесу не там конечно где... завеса ему
всё-таки помогла. Хотя и с четвёртой попытки, забегая вперёд"
* Ой, правда что-ли? Ну, к этому мы ещё вернёмся
03:41 - "... флоту немного помогла армия. Были расставлены
береговые посты с телеграфной связью... на них были назначены
выздоравливающие армейские офицеры и унтер-офицеры...."
* Так и вижу, как на каждой сосне на берегу сидит по
унтер-офицеру с биноклем и телеграфом
Посты, разумеется, были, но не так что бы на каждом мысу. И не
все они с телеграфной связью, увы...
05:50 - "При этом, с точки зрения навигации проход между Кюсю и
Гото самый невыносимо плохой по мелям, скалам, климату..."
* А климат-то тут при чём?? Между Кюсю и Гото климат значит
"невыносимый", а между Гото и Квельпартом уже хороший, да?
06:53 - А.И. "Идти близко к Сасэбо, это тоже в общем-то так себе
решение..."
Ф.Л. "Так себе решение, даже не в том смысле, что... как раз
это ударить по главной базе флота если там нет флота..."
* "Оборона Сасэбо на плане условно не показана"
08:32 - "Остров Квельпарт патрулировался тремя... вот проход между
Квельпартом и Гото патрулировался тремя линиями вспомогательных
крейсеров. Каждый из них имел свою позицию, сетку на карте,
квадраты. Вот. Единственное что как вот... важный момент если
найти... сейчас уже переведены и Полутовым и его последователями
японские документы по патрулированию. Желающие могут зайти на форум
Цусима... там эти документы выложены. Вот. Надо понимать одно если
мы называем квадрат квадратом на карте, то у японцев считались
перекрестья, как в игре Го. ... ....
Три линии патрулирования. В идеале там должно было быть
двадцать один вспомогательный крейсер из двадцати семи имеющихся...
... по семь, но они были распределены неравномерно и две из этих
линий, забегая вперёд, полностью пропустят эскадру Рожественского.
Ночное патрулирование, даже если пролив шириной порядка ста сорока
километров патрулируют семь боевых кораблей во все глаза, всегда
есть шанс, что не заметят. Японский, внешний японский дозор не
замечал".
* Я специально привёл здесь эту длинную цитату – приятно было
слышать и видеть, как Фёдор сам себя старательно усаживает в лужу,
но о "двух пропустивших линиях" будет ниже и надеюсь, что вы,
читающие эти строки, также разделите со мной наслаждение глупостью
Фёдора
А пока – ремарка. "В идеале там должно было быть двадцать один
вспомогательный крейсер из двадцати семи имеющихся..."
* Не было у японцев двадцати семи вспомогательных крейсеров.
За всю войну у них их было всего одиннадцать, включая сюда
корейский "Янму" и один переоборудованных русский трофей [1].
Так откуда же Фёдор взял столь внушительную цифру? Хотя...
есть одна догадка…
10:05 - "Дальше. Эти вспомогательные крейсера имея мощные
радиостанции, опираются на позиции отдельных лёгких крейсеров.
Каждый из которых закрывает собой, позади линии дозора закрывает
пролив. На всякий случай пролив между Квельпартом и Кореей
закрывает крейсер "Акицусима", вот в момент прохода Рожественского,
а крейсер "Идзуми" закрывает пролив, базируясь на острова Гото, на
подхвате туда или сюда. Оба крейсера снабжены мощнейшими,
максимально возможно мощными радиостанциями и поддерживают
постоянную, максимально устойчивую связь со своими отрядами
крейсеров."
* Это прекрасно!
Ну, во-первых по поводу радиостанций. Р/станции на всех
кораблях японского флота были одними и теми же – тип 36 (хотя на
некоторых более старых кораблях оставались и более старые же и
менее мощные станции тип 34). Т.е. никаких особенных "мощнейших
радиостанций" на дозорных японских крейсерах не было. Более того,
"Акицусима" и "Идзуми" будучи к тому времени крейсерами 3-го класса
могли иметь и более старые р/станции (но тут мне точно не
известно). В общем – в лучшем случае – они несли стандарт.
Да, станция тип 36 была весьма годной, не могу сказать каковой
она была на тогдашнем фоне мировых образцов корабельных станций, но
русские она превосходила точно. Но назвать её "мощнейшей"... не
знаю, не знаю
Во-вторых, "и поддерживают постоянную, максимально устойчивую
связь со своими отрядами крейсеров" – оба крейсера входили
в
один и тот же 6-й боевой отряд. Фёдор не знает организацию
японского флота, хотя достаточно просто открыть Википедию
В-третьих, "Идзуми", конечно же базировался не на острова
Гото, а на острова Цусима, как и весь 3-й Флот.
10:49 - "Каждый из них может вызвать три отряда бронепалубных
крейсеров со скоростью от 16-ти до 19-ти узлов для доразведки
замеченного сигнала. Почему, опасность как раз...
...
В момент когда случился бой на дежурстве находились 7-й боевой
отряд Ямано, 6-й боевой отряд племянник как раз Того-младший и
заслуженный 5-й боевой отряд ... адмирала Катаока".
* Назвать 7-й БО адмирала Ямада (не "Ямано") Хикохати "отрядом
бронепалубных крейсеров" – это сильно ему польстить. В него
свели разномастные канонерки и корабли морской обороны, а
также целый один броненосец! Ну, да – 2-го класса, но всё же
Следует ли теперь именовать отряд Ямада
"отрядом броненосцев"?
11:51 - "Соответственно Дева 3-й боевой отряд находится при
эскадре, 4-й боевой отряд Уриу он между островами Цусима и стоянкой
в Мозампо флота, одновременно ретранслятор передать радиосигнал.
Вся эта система это радиотрансляционная сеть".
* Ну, нет
3-й БО адмирала Дэва находился не "при эскадре" (где он был –
расскажем ниже), а вот 4-й БО адмирала Уриу как раз с ней и был и
находился на якорной стоянке в проливе Катоку-суйдо (Кадок-судо) (а
вовсе не в Мозампо, как нам тут рассказывают).
Кстати, ниже по ходу видосика нам демонстрируют некую схему
расположения японских кораблей и линии дозора:
На этой схеме верно показано, что 4-й БО находился вместе с
1-м и 2-м БО в условном "Мозампо". Но у Фёдора схема сама по се6е,
а "мысли-скакуны" – сами по себе
Зато на оной схеме неверно показаны позиция 3-го БО и линия
дозора, но об этом опять же ниже. Но характерно, что русские
историки, что фолкхисториканы (включая и Фёдора) той войны как
тогда толком ничего не знали о своём противнике, так тупые не знают
и до сих пор
13:03 - "То что Рожественский проскочил из четырёх линий две был
обнаружен на третьей не дойдя до четвёртой это говорит в общем
наверное ну, проскочили бы три на четвёртой. Проблема в том, что
четвёртая линия, глубинная линия где у нас двигаются уже старые
канонерки и прочее боевые... так сказать мелочёвка, а также на
подхвате стоят отряды миноносцев, которые можно вызвать из Мозампо
и можно вызвать, соответственно... на островах Цусима стоянка
якорная. Это между островами Сентениел, хорошее название, остров
Часовой..."
* Снова про две пройденные линии.
15:50 - "Погода пасмурная, на рассвете 14 мая, густая мгла и
отдельные пятна тумана, которые будут весь день. ... зыбь с
севера..."
* Хм... Открываем русские документы (ну, Фёдор документы не
читает принципиально, но мы-то можем):
"Описание боя Лейтенанта барона Таубе.
Погода с самого утра пасмурная. Горизонт покрыт мглою,
местами полосы тумана. Ветер от Зюйд-Веста — 4 балла. Состояние
моря — 4 балла, с зыбью от Зюйда."
"Копия донесения Российскому Императорскому Генеральному
Консулу в Шанхае Командира парохода «Русь» Капитана 1 разряда В.
Перница.
Во время боя погода была свежая и сильная зыбь от
зюйд-веста."
Открываем японские документы, боевое донесение "Микаса",
сводка погоды:
"... высокие волны от WSW"
16:20 - "Первое, судя по всему, проход… дозорной цепь внешней
японских разведчиков проскочили без проблем. Около двадцати двух
ноль-ноль 13 мая был виден слева на траверзе луч прожектора. Момент
прохода Квельпарта. То ли береговой пост мазнул прожектором, то ли
кто-то из японских разведчиков демаскировал себя. Этот момент был
отслежен разведывательным отрядом."
* Заметили, как Фёдор упорно раз за разом напоминает о том,
что мол "внешнюю дозорную цепь(и) проскочили без проблем"? Ща
17:43 - "Жемчуг", "Изумруд" с четырьмя миноносцами каждый (да-да,
каждый!, С.В.) справа и слева охраняли с внешних сторон колонны.
Защита от минных атак. Внезапных. ... Ещё пять миноносцев..."
* А теперь считаем: (2х4)+5=13. Упс. А их всего на эскадре
было девять.
ИЧСХ нам при этом в видосике снова демонстрируют схему где с
"Жемчугом" и "Изумрудом" идут по ДВА миноносца. Но ни лектор ни
ведущий не умеют ни в геометрию, ни в арифметику.
18:03 - "... прикрываясь наоборот транспортами. Возможно это
какой-то такой резервный кулак, возможно просто чтобы не это
самое".
* "Это самое" это что? И вот такое косноязычие Фёдора идёт
красной нитью через весь видосик.
Видеоряд тоже предельно убогий, могли бы показать побольше схнм, те
же "три дозорные линии" с "двадцатью одним вспомогательным
крейсером"...
18:10 - "Сзади крейсера Энквиста, значит, сзади подпирали
транспорта, чтоб не разбежались..."
* ИЧСХ на иллюстрирующей этот пассаж схеме – крейсера Энквиста
не "сзади подпирают транспорта", а идут себе в левой колонне за
броненосцами Небогатова. Но, как мы уже отмечали, схемы и сосание
своих пальцев Фёдором находятся в разных планах бытия
18:22 - "Строй достаточно аккуратный и две цепи вспомогательных
крейсеров так прошли."
* Во-во, опять.
22:02 - "И вот эта эскадра довольно компактным строем проходит
два... японских грубо говоря две линии патрулирования.
Незамеченным. Ни береговые посты".
* Никак не уймётся
22:14 - "Третья линия – вспомогательный крейсер
"Синано-мару".
* Тут дальше много слов про "Синано-мару" в отечественной
историографии, включая Крестьянинова, почему-то со ссылкой на
Совсекретную Мэйдзи, которую Крестьянинов не читал, ну, мне лениво
набирать этот пассаж, там всё было не так, а как – опять же
ниже.
23:15 - "На самом деле, когда уже Полутов перевёл в начале
двадцатого... двадцать первого века донесение командира
"Синано-мару" которое было опубликовано с купюрами..."
* Не знаю где оно было "опубликовано с купюрами", но в ССМ оно
в полном виде.
"... выяснилась ещё более неприятная истина, чем может себя
демаскировать эскадра. Нет не огнями госпитальных судов. Как вы
думаете?
А.И.: - Пламенем из труб?
Ф.Л.: - Нет, шли без пламени. Запахом. Командир "Синано-мару"
выследил Рожественского по запаху, буквально собака-ищейка".
* Блядь, что он там курит?!
А Исаев слушает эту ахинею и лыбится.
23:52 - "Прошедший через линию патрулирования, "Синано" догонял,
"Синано-мару" догонял русскую эскадру. Он вошёл в зону где воняло
пережжённым углем. Дым. Дым из труб тридцати восьми...
А.И. - [натужно пытается в сортирный йумор]
Ф.Л. - Ещё бы немного, но нет, дым, дым.
...
Где-то час сорок, за... а... сорок минут до огней и которые
действительно были замечены... э-а... японская ищейка шла по
следу."
* Это восхитительный пиздец!
Итак, коль скоро Рожественский, наконец обнаружен, самое время
перейти к сладкому. Прежде всего, кратко рассмотрим организацию
японских дозоров в Цусимском проливе. ЧСХ ни одна российская
научная, околонаучная или вообще ненаучная работа (попизделка типа
Фёдоровской) на тему Цусимского сражения не обходилась без того,
чтобы хотя бы кратко не упомянуть о японской дозорной службе. И
понятно почему – своевременное обнаружение японским дозором 2-й ТОЭ
позволило Того чётко по плану развернуть Объединённый флот
по-боевому, со всеми вытекающими последствиями для русской
эскадры.
Вот только говорили о ней много, а знали мало. Но теперь мы
можем узнать больше. Вы когда-нибудь видели подлинную японскую
схему сторожевых линий в проливе? Нет? Сейчас я вам покажу, там
было интересно
Чтобы камрадам и прочим добрым людям (ну, и не камрадам тоже,
так уж карта легла - ушлёпки получат бонус на халяву) не путаться,
я схему немного поднял – сторожевых линии выделил оранжевым, номера
линий показал оранжевые цифрами в кружках рядом с ними, по
возможности поднял береговую линию и перевёл часть названий (заодно
сориентировал схему по сторонам света для лучшей наглядности, в
оригинале она положена «на бок»).
Всего в проливе было установлено 6 сторожевых линий
(警戒線).
1-я – от островков Мицусима (в группе островков и скал у N
оконечности о-ва Цусима) до островка Китакёдай.
2-я – от о-ва Ики до м.Камидзаки (S оконечность о-ва
Цусима).
3-я – от о-ва Сёдзима до о-ва Мисима и далее на Урусан
(Ульсан).
4-я – от скал Сиросэ до о-вов Дзёрэцу.
5-я – от м.Дзидзо (о-в Хонсю) до NOst-вой оконечности о-ва
Додзэн (о-ва Оки) – о-вов Такэсима (Лианкур) – о-ва Уцурёдзима
(Дажалет) – м.Рюсю на корейском побережье.
6-я – от островка Торисима (к SW от о-вов Гото) до W-ой
оконечности о-ва Сайсю (Квельпарт) и до о-ва Нисидзакидзима.
Однако не следует понимать эти линии, в том смысле, что вдоль
них шпалерами выстраивались дозорные корабли (хотя такой вариант и
предусматривался для 2-х внутренних линий – 1-й и 2-й – которые
патрулировались малыми миноносцами). Внешние же линии в нашем
понимании – это скорее рубежи.
В продольном направлении через всю зону тянулись три, так
называемые, главные линии (幹線) – правая, левая и средняя
(внутренняя). Дополнительно к этому в зоне пролива парными
и одиночными буквами латинского алфавита были обозначены
отдельные точки. Всё это служило цели удобства районирования
патрульной зоны – по этим линиям и точкам назначались районы и
маршруты патрулирования.
Система дозоров была установлена в январе 1905 года. Система
постоянно совершенствовалась – меняли районы и маршруты
патрулирования, одновременно существовали различные варианты,
различающиеся маршрутами и числом привлекаемых кораблей (в наших
терминах их с определённой натяжкой можно назвать "простыми" и
"усиленными").
И теперь мы посмотрим, а кто же у Того в ту ночь стоял в дозоре? И
главное – где?
Всего для несения дозорной службы на западных подходах к
Цусимскому проливу было выделено шесть вспомогательных крейсеров.
Шесть, а не двадцать один – чувствуете разницу? В ночь на 27 мая в
дозоре находились 4 крейсера – "Мансю-мару", "Синано-мару",
"Садо-мару" и "Америка-мару". Несколько упрощённо, их
патрулирование происходило по следующей схеме: к определённому часу
утра они должны были выйти к заданным точкам на 4-й сторожевой
линии, откуда в течение дня спускались к заданным точкам на 6-й
линии, достигнув её к вечеру, они разворачивались на обратный курс
и следовали обратно к 4-й линии прочёсывая зону дозора этакой
"гребёнкой".
Дополнительно к ним как одиночные дозорные корабли на 4-й
линии были развёрнуты два крейсера 6-го БО "Акицусима" и
"Идзуми".
Вспомогательный крейсер "Явата-мару" шёл из Такэсики на смену
"Мансю-мару".
(ну, там ещё были нюансы с маршрутами, но сейчас это не
принципиально)
Дополнительно к этим силам адмирал Того принял решение
выдвинуть на поддержку дозора боевую группу вице-адмирала Дэва
Сигэто (как чувствовал!). 26 мая на флагмане 3-го БО "Касаги"
стоявшем в тот момент на рейде Одзаки получили приказ перейти в
точку JI в середине 4-й сторожевой линии. Взяв с собой 4-й отряд
(дивизион) истребителей Дэва вышел в море, рассчитывая достигнуть
заданной точки к вечеру. С этой позиции группа могла быстро
выдвинуться на поддержку любого из дозорных кораблей и при этом
получалась достаточно сильной, чтобы не бояться вступить в бой с
разведывательным отрядом русских, если бы Рожественский решил
расчистить подходы к проливу от японских дозоров своими крейсерами.
Но тут японцам помешало ухудшение погоды, истребителям было трудно
держаться против волны и ветра, и Дэва с полдороги отпустил их
обратно в Одзаки с приказом с улучшением погоды снова
присоединиться к 3-му БО. Дальше крейсера отправились выполнять
задание в одиночку. Но, как хорошо известно, Рожественский никакой
попытки разогнать и уничтожить японские дозоры не предпринял, и по
факту поддержка Дэва дозорам не понадобилась. Однако Того был из
тех флотоводцев которые не любили оставлять подобные вещи на
самотёк. Он предпочитал переоценить противника, чтобы потом приятно
удивиться, а не недооценить его и удивиться уже неприятно. Эту
вторую часть он целиком оставил своему русскому коллеге
Ещё к S от Цусимы находились "Фусо" и 1-й отряд миноносцев
(возвращавшийся в Одзаки), но нам они в данном контексте
малоинтересны [2].
Вот позиции этих кораблей на 4:40 утра 27 мая:
Позиции кораблей подсвечены синими кружками, двойным кружком
обозначена позиция "Синано-мару" на 2-45, когда он обнаружил
русское госпитальное судно.
Таким образом, в ту ночь Рожественский не прошёл незамеченным ни
одной дозорной линии японцев, потому что линий этих там попросту не
было. Когда он подошёл к Квельпарту, японские крейсера уже ушли
вверх по направлению к Цусиме, а пройти "никем незамеченным" сквозь
морской ветер вполне по силам даже для такого флотоводца как
Зиновий наш Петрович.
Зато, когда он вошёл в патрулируемую зону – то он "спалился"
на первом же попавшемся японском дозорном корабле, что совершенно
чётко видно из схемы. И стослишнимлетние стоны русских поцреотов,
что мол де Рожественский "обманул японские дозоры" и прошёл внешние
их линии незамеченным и вот ещё бы немного везения… – банальный
пиздёж
На этих стонах, кстати, базировалось и базируется оправдание
апологетами Рожественского (включая и Фёдора тоже) его отказа от
разведки: "Вот мол видите – шёл компактным строем, без разведки и
прошёл линию(и) внешних дозоров незамеченным!"
Ан, нет. Никого и ничего он незамеченным не прошёл. Тупо
вломился в середину дозорной сети и тут же был обнаружен.
24:39 - "Собственно говоря … переход на нефть вот отчасти
обусловлен и этим тоже."
* Ну, охуеть
И на этой весёлой ноте мы первую часть разбора и завершим, добавив
лишь только, что "Совершенно секретную историю войны на море в
37-38 годах Мэйдзи" японцы писали вовсе не для англичан, а для
самих себя. Фёдор и тут брешет
Вот такую тухлятину впаривают нороту на канале
"Тактик-Медиа".
А Тимин ещё такой: - У нас архивная революция! У нас звёздные
историки! Да мы вам покажем то, да мы вам расскажем сё!
Ну, вот и показали, хе-х-х
__________________________
[1] Проходили переоборудование во вспомогательные крейсера
ещё два захваченных русских судна, но до Цусимского сражения
закончить на них работы не успели.
[2] И ещё у острова Укюдзима со, со специальной задачей, находилась
КЛ "Удзи", но, опять же, нам она в данном контексте
малоинтересна.