Как понять балет?
grigoriyz — 04.12.2024
Про то, что такое балет "в основном" (по аналогии с социализмом), я
уже как-то писал: там всё тоже достаточно сложно со своей 400
летней историей. Однако вот, скажите на милость, как такое
можно понимать и сидеть часами наблюдая как что-то перед тобой
движется на сцене. Вот, помнится, доброй памяти лучший актёр
советской эпохи Николай Крючков, однажды не выдержал даже 3-х минут
балетного исполнения и просто вышел из зала, находясь в самом
первом ряду. Но ему-то можно: он народный артист СССР.
Это почти как лётчик - космонавт. А что же делать нам? Как
разобраться во всей этой хрени и хотя бы научиться делать умный вид
глядя на сцену? А ещё лучше научиться видеть балет так, как его
видел Эдгар Дега!
К сожалению, балет - это вам не кино какое-нибудь про Чапаева,
не театр и даже не бокс: тут нужна специальная подготовка.
Скучнее балета для простого неискушённого зрителя может быть только
опера. В чём же специфика балета?
Давайте пройдёмся по списку:
1. Отсутствие слов: сюжет и эмоции передаются через
танец и мимику. Если вы привыкли смотреть ситкомы со смехом за
кадром, вам сперва будет тяжело догадаться о чём идёт речь.
Необходимо научиться понимать балетный язык. Тут много легче
приспособиться глухонемым людям.
2. Особая техника исполнения: все балетные движения и
позы строго регламентированы: прыжки, вращения, стойки на пуантах
специальных балетных туфлях) и прочая ерунда.
3. У балета очень медленный темп. Люди, привыкшие за
час изготовлять 120 деталей, не сразу поймут такое отсутствие
динамики, а потому впадают в скуку.
4. У балета могут быть размытые, абстрактные
сюжеты. Так что иногда и не поймёшь чего там столько народа
прыгает и руками машет.
5. Музыка - серьёзная часть балета, активное добавление
к действую. Так что если вы в детстве не отточили в себе чувство
ритма, не били часами в барабан назло соседям по коммуналке, то
первое время вам будет сложно.
6. Для полного понимания балета необходимо воображение и
умение определённым образом интерпретировать затейливые движения на
сцене .
Как же преодолеть все эти трудности и научиться не просто тихо
сидеть в тёмном зале, но и действительно понимать балет? Тут
существуют следующие пункты познания:
1. Изучите терминологию и технику балета. Тогда в
перерыве с бокалом плохого шампанского вы сможете между делом
кинуть что-то типа "Ну "жете" у примы было не комильфо, в натуре!".
И люди посмотрят на вас с уважением, поверьте!
2. Посещайте почаще спектакли. При этом вы не только
сами привыкнете к языку балета и научитесь его воспринимать, но и
примелькаетесь в зале.
3. Перед просмотром постановки прочтите либретто (краткое
изложение содержания) или хотя бы синопсис (краткий пересказ
либретто). Выражаясь простым языком, не пожмотитесь купить и не
поленитесь прочесть программку с описанием сюжета.
4. Просмотрите видео записи классического балета с
комментариями, почитайте соответствующую литературу, чтобы лучше
понять действительность.
Балет "работает" через строго определённый танец , под
специально написанную для него музыку. Он состоит из "па" - шага
или просто отдельного движения с определённой постановкой ног. Всё
что происходит на сцене подразделяется на 3 группы движений: позы,
прыжки и вращения. К тому же каждое движение разделяется на
приседание ("плие") и движение ноги ("батман"). Кроме того,
существуют 5 определённых позиций ног (положение ног и ступней
относительно друг друга) и 5 позиции рук.
Основные балетные движения: плие (сгибание коленей), тандю
(вытягивание ноги на носок вперед, назад или в сторону), жете
(прыжок с одной ноги на другую), релеве (подъём на пальцы или
полупальцы), арабеск (поза с вытянутой назад ногой), ассамбле (
прыжок с одной ноги на две с открытием одной ноги в сторону, вперёд
или назад и подтягиванием одной ноги к другой к концу
прыжка).
И наконец виды вращений: пируэт (вращение вокруг оси на одной
ноге на полупальцах или пальцах ноги) и фуэте (тоже самое,но с
отоводом другой ноги полсе каждого поворота )
А ещё есть па-де-де - главная танцевальная сцена выступления
или акта, говорящая о взаимоотношение героев и показывающая уровень
исполнителей. Оно состоит из отельных адажио (коротких танцевальных
отрывков)
Тапочки балерины называются - пуанты, а юбочка - пачка. Ну и
ещё колготки со специальным отверстием на ступне - трико,
тренировочные чешки - балетки, тренировочное платье тут называют
купальником. Всё просто.
Балетное дело невиданно сложное и малоперспективное. А
потому в наше время говорили "Лучше иметь дочь - таксистку, чем
сына - балеруна!"