Без названия
megumi_ikeda — 08.12.2021
Возраст в традиционном обществе - это вопрос прежде всего статуса,
а не календаря. Когда в "Завтраке у Тиффани" муж Холли Голайтли,
сельский ветеринар, приехав в Нью-Йорк на поиски сбежавшей супруги,
жалуется рассказчику, что она бросила детей, хотя это его дети от
первого брака и все они старше самой Холли, он не кривит душой, а
озвучивает принятое в его глуши представление - раз жена отца,
значит детям мачеха, замена матери, и ответственность ее перед
детьми именно что родительская, даром что сама девчонка. Когда юная
и очаровательная Скарлетт О'Хара после смерти первого мужа
убивается, что отныне ей никаких цветных нарядов и флирта, она
именно что горюет о своем новом статусе почтенной вдовицы, которой
согласно сохранявшимся о ту пору рудиментам традиционного общества
не подобают развлечения юных девушек и общество молодых
джентльменов, даже если сама она моложе многих невест. И то и
другое даже на момент написания этих произведений смотрелось уже
экзотикой, "их варварские нравы", не то что из XXI века. Нынеча
ведь совсем не то что давеча, да? Однако инерция - вещь занятная.
Включаешь так намедни утреннюю передачу фоном под завтрак, а там в
рубрике про моду рассказывают про актуальный образ этой зимы и
советуют для создания оного "взять бабушкин платок". То есть я
понимаю, что для журналистки раз платок на голову, то бабушка, а
раз бабушка, то непременно платочек, деревня, печка и пирожки. Как
в детских книжках. Хотя уже на тот момент, когда детские книжки
были для журналистки еще актуальны, большинство бабушек ее подружек
уже ни в каких платочках не ходили и печек в хозяйстве не имели.
Уже даже своих бабушек я в платочках не помню почти. На огороде,
наверное, прикрывали голову косынкой, но в городе даже та бабушка,
которая выросла в глухой деревне, носила берет. То есть я не
сомневаюсь, что женщины и поныне иногда покрывают голову платком,
но непременная связка "бабушка - платок" не работает уж поколения
два как. Вернее, не должна бы работать. А вот поди ж ты. Опять же в
уже поминаемых детских книжках бабушка непременно согбенна, с
седыми волосами в пучок и в платье с фартуком, хотя современные
городские бабушки (то есть бабушки нынешней читательской аудитории)
в свои 50-60, да даже 70 лет чаще со стрижкой и укладкой да в
брюках. Но - такова сила традиции, отраженной в иллюстрациях.
Такова сила статуса.
Или вот в ту же степь - в парке устроена танцплощадка для
пенсионеров. Играют "хиты бабушкиной молодости". И как-то, проходя,
муж озвучивает, что эти самые "хиты" почему-то сплошь что-то
псевдонародное, псевдофольклорное. "Золотое кольцо" и иже с ними.
То есть то, что нынешние пенсионеры, люди, чья молодость пришлась
на 70-80-е (пестрые рубашки, клеши и начесы), едва ли слушали во
время оно на своих магнитофонах. Но - бабушке с дедушкой полагается
завалинка, народный дух и частушки прилагаются автоматически.