Без названия
divov — 30.10.2021 Хотите "нероман ниачом" — но такой, что не оторваться?Его написал Павел Иевлев.
Пока литературные критики хвалят плохие книги, ругают плохие книги, а еще ругают меня за то, что я хвалю тексты «коллег по цеху» (хотите верьте, хотите нет, но это цитата), будем развивать новый тренд — просто советовать вам хорошие книги.
Увлекательное занятие. Вполне в духе УАЗдао.
"УАЗдао – путь без цели, процесс без результата, старт без финиша, хер без соли и жопа без ручки".
Не надо пугаться; в последней итерации книги «УАЗдао. Кредо мизантропа» самого автомобиля, давшего ей название, осталось немного. У этого издевательского трактата уже тысячи читателей, и они упросили автора сделать лайт-версию, где поршнЯ и шкворнЯ видны ровно настолько, чтобы стало ясно, как обычный социофоб и зануда превратился в зажигательного философа-юмориста с мотором и без тормозов.
«Инвалидам войны выдавали «Запорожцы» с ручным управлением, инвалидам современного социума надо выдавать УАЗ. Он дает все то же, что мы получаем от общества — боль, обиду, унижение, чувство собственной неполноценности, опасность доверия и весь спектр разнообразных разочарований. Зато его можно пиздить кувалдой, а людей почему-то нет.
Это, знаете ли, очень поправляет — если кувалдой. Смотришь потом на человека, улыбаешься и думаешь: «Сейчас бы кувалдой, кувалдой, КУВАЛДОЙ ТЕБЯ, СУКУ, БЛЯДЬ, НННА!»
Отличная замена психотерапии».
А было вот как. Однажды с автомобильным журналистом Иевлевым случилось то, что бывает со всеми автомобильными журналистами, возомнившими о себе. Он захотел поставить в гараж почтенный олдтаймер. Но поскольку Павел Иевлев aka @semiurg существо клинически рациональное, то купил машину, полезную в хозяйстве — древний УАЗ. Брутальный и по-своему красивый олдскульный джип без номеров на раме и двигателе, из которого при известном упорстве можно сделать хоть пароход, хоть звездолет, не привлекая внимания санитаров.
Нет, я тоже так думал. Это же общеизвестно.
У меня в системе охлаждения двигателя «вольво» работала, как так и надо, простая советская водопроводная труба. И это я в полевых условиях намонстрячил — понятно, да, до каких высот мог вознести свой УАЗ Иевлев, который в десять раз рукастее, и имеет Гаражище Великое с ремонтной ямой?
Ага, щас.
Представьте, что нашего мужика с хорошим топором и прямыми руками занесло в глухую тайгу. Он бы там запросто отгрохал православный монастырь или языческое экопоселение — но наткнулся в чаще на избушку Бабы-Яги без ноги и печки. Естественно, мужик решил, что из избушки выйдет отличный трелевочный трактор, а по выходным ее можно послать в сельпо за бутылкой. Сейчас починим быстренько...
«УАЗ — это философия и дао, а не машина. Он меняет взгляд на мир и сдвигает точку зрения, будучи квинтэссенцией процессов-ради-процессов. Едущий на УАЗе просто едет на УАЗе. Куда и зачем — это вообще вторично на фоне рулежки без гидрача, двойного выжима сцепления и размышлений, в какую сторону его кинет, если придется резко затормозить».
В итоге Павел познал УАЗдао: из человека полез наружу прогрессивный мыслитель, способный от созерцания прикипевшей гайки выйти на уровень обобщений вселенского масштаба — и если не понять смысл жизни, то что-то очень похожее нащупать, сунув руку в темноту, где кроме ржавчины, обмана и безнадеги ничего не было прямо с завода.
Не буду вас томить, процитирую базовый посыл сразу.
«Нацеленность на результат», которую социум закачивает нам клизмой в церебральный тухес, просто хитрая наебка. Способ сделать нас несчастными нашими же руками. Единственный результат, который можно обрести в жизни, — камень с датами над кормом для червей. Фасон этого камня нам будет глубоко похуй, потому что никаких «нас» в этот момент уже не будет. Все остальное, вы не поверите — процесс. А нам ссут в уши, что он не важен.
Жизнь — это процесс, дорогие мои! Процесс! Вы, правда, стремитесь к результату? Ну, вот этим датам на камне? Так они от нас в любом случае никуда не денутся».
И дальше вот в таком ключе автор шарашит обо всем, что наболело у современного человека, начиная с ипотеки и кончая воспитанием детей — а ты сидишь, как дурак, хохочешь, а потом киваешь: ох, как верно, ах, как правильно сказано! И не потому что ты с каждым тезисом согласен — вовсе не обязательно, иначе ты не «как дурак», а совсем уж идиот. Напротив, заметно, что Иевлев в публицистическом задоре регулярно перегибает палку, и поскольку это УАЗдао, а автор мизантроп, то гнет он со страшной силой гаечные ключи и монтировки.
Но как загибает, ребята, любо-дорого смотреть.
Да, о детях, пока не забыл. Дети это, кажется, единственное, в любви к чему автор если и стесняется признаться, то невольно проговаривается хотя бы интонацией.
Интонация книги — отдельная тема.
Автор говорит с нами практически идеальным языком научпопа или, если хотите, «нонфикшена» — легким, емким, внятным. Так можно писать и художественную прозу, но дело очень трудоемкое, и овчинка выделки не стоит. Люди не поймут, будут жаловаться на «убогий стиль» и «примитивную речь». Проверено мной самим не раз.
И еще отдельное спасибо: в отличие от подавляющего большинства тех, кто пишет сейчас «художку», Иевлев умеет использовать причастия в письменной речи так, что они не шипят, не жужжат, и не лезут отовсюду, радость-то какая.
В моих добрых руках «Кредо мизантропа» выдержало самый зверский и бескомпромиссный экзамен, какой только можно (и нужно) устроить тексту. Я решил прочесть Надежде вслух первую страницу, уж больно она меня повеселила. В итоге увлекся, шпарил без перерыва сорок минут, и ни разу не сбился с ритма, не запнулся, не потерял дыхания. Иногда хотел подредактировать какие-то сомнительные мелочи прямо по ходу чтения, и тут же себя одергивал — что казалось на первый взгляд неряшливым, всегда работало либо на ритмизацию, либо на звучание текста.
Только к середине книги начали попадаться мелкие, но все-таки реальные стилистические огрехи, и это слава богу, а то бы меня раздавил комплекс неполноценности.
Начиналось «Кредо мизантропа», как у многих современных писателей, в формате блога, и именно так я советовал бы его читать — по главе за раз.
Единственная, на мой взгляд, проблема (в блоге она проскакивает незамеченной, да и в электронной форме тоже не особо мозолит глаз) — автор решил написать книгу «нормальным языком, которым говорят люди» и слегка перестарался. На бумаге сразу вылезла — и неестественно торчит — обсценная лексика. Как сказал герой Джека Лондона: «Крепкое словцо, вовремя и к месту сказанное, облегчает душу. Частая ругань лишает ругательство смысла». В бумажном варианте крепких словечек раза в три больше, чем надо. И из-за этого они хуже работают. Автор сам уже этот эффект заметил — именно на бумаге, — и обещал подумать.
Напоследок — большая цитата.
«Принято считать, что «человек — существо социальное». Но это штамп, а все штампы – пиздеж, или, как минимум, критическое упрощение. Так же, как афоризмы – короткие, ритмически выстроенные фразы, отключающие критичность восприятия и через то обретающие иллюзорные смыслы. Приматы — существа социальные, да. Стайные даже. Но все, что в человеке не от шимпанзе, работает ровно наоборот. Стоит нам собраться более трех, как средний IQ падает до уровня самого тупого, поделенного на количество собравшихся. Толпе можно втереть что угодно, если достаточно громко орать. Созидательный труд сложнее совместного переноса бревна тем менее эффективен, чем больше народу им занято – все уходит в менеджмент трудовых ресурсов. Творчество, став социальной функцией, вырождается в коллективного «клоуна у пидарасов», сферическим эталоном которого в интеллектуальном вакууме является телевидение.
Все наши так называемые «достижения цивилизации» — плоды того, что от кого-то вдруг отъебались и дали спокойно подумать. Если бы это не было таким редким явлением, мы бы уже черт знает чего достигли. Ну, или уничтожили бы друг друга кхуям, тоже вариант. Вот так посидишь-посидишь, подумаешь-подумаешь, а потом выйдешь из гаража — а там люди. Посмотришь на них, вернешься, да и изобретешь атомную бомбу.
Потому что, сука, никаких нервов же на них не хватает.
Лично мне гаражный период принес всего лишь несколько написанных книжек, которые, в принципе, никому особо не нужны, но, если бы их не было, жизнь моя стала бы куда скучнее.
Впрочем, изобретателя атомной бомбы я тоже могу понять».
Ну прелесть же, ёба.
P.S. А еще она с картинками.
По ссылке на сайт автора - можете полюбоваться.
Павел Иевлев «УАЗдао. Кредо мизантропа»
книга на АТ
https://author.today/work/129941
книга на сайте автора
https://semiurg.ru/uazdao
|
</> |