Без названия
tataole — 22.08.2021Тут на МЕЛе очередной неистовый критик раздраконивает "Шумный день" - фильм, снятый в 1960 по розовской пьесе, опубликованной за пару лет до того. Ну, как водится, фильм очень токсичный, про токсичные отношения в семье со страшной токсичной матерью во главе. Которая мешает сыну любить дорогую жену Леночку и вообще быть самим собой, манипулируя и обесценивая.
То, что автор колонки - ни в зуб ногой в специфике оттепели 50-х, это подразумевается, так как если бы он в этом зубе побывал хотя бы пяткой, он бы, конечно, такой кавалерийский наскок не сумел себе позволить. Заподозрил бы " а вдруг я не все в этой картине понимаю? А вдруг я настолько не в теме тамошних реалий, что напишу какую-нибудь неловкую и смешную глупость? А вдруг там вся пьеса - не о вещизме и победе духа советских людей над чешскими сервантами, а сплошной эзопов язык, язык, проткнутый цензурой, язык, который зрители-современники считывали моментом и понимали, что речь идет не о сервантах и спекулянтах, а о таких вещах, как трусость во имя любви, подлость во имя благополучия, гуляние по трупам - хотя бы и рыбьим - во имя собственного выживания - и прочих материях, очень близких публике, только что зарывшей под кремлевской стеной кое-кого усатого".Но вот из 21 века все это рассмотреть и уловить довольно трудно, особенно если вместо литературы и истории читать все больше памфлеты про абьюз и газлайтинг.
С другой стороны - сколько таких глупостей сейчас пишется - за каждым автором не набегаешься, объясняя, что чукче, прежде, чем стать писателем, хорошо бы побыть немножко читателем.
Но еще один момент в меловском тексте мне очень в жилу пришелся. Позволю его себе целиком процитировать.
"Одна из первых сцен в фильме — утренний воскресный чай. За столом вся семья плюс неприятный им сосед, которого мама из «показательной» душевной щедрости постоянно приглашает пить чай. Она знает, что её дети с трудом его выносят. Она видит, что это человек грубый, неумный, плохо воспитанный. Но зачем-то при нём заводит разговор о родительском собрании и неидеальной успеваемости младшего сына. Разумеется, сосед влезает в разговор и высказывает откровенно несправедливое, да ещё и унизительное для сына мнение. Мама, молча опустив глаза, слушает. Сын, который пытается постоять за себя, мгновенно получает замечание. Вывод очевиден: маме важно, что подумают о ней люди. Чужой человек, приглашенный на чай, приоритетней своих детей. Его мнение будет выслушано, а сын обязан промолчать."
Особенно мне понравилось "вывод очевиден".
Мама приглашает неприятного соседа на чай, потому что он сосед, а у них - открытый дом. Это такая интеллигентская традиция с вековой историей, тут всем забежавшим соседям, одноклассникам и знакомым предлагают откушать чаю. До сих пор в московских, питерских и прочих вологодских семьях старой закваски это делают непременно. Глупости соседа мама слушает, опустив глаза, потому что гостей обижать не принято. Что бы они ни несли. Младшим детям гораздо сложнее - они еще не умеют как следует собой владеть, позволяют себе гримасы и, в конце концов, даже отпор. И вот тут мама тихо напоминает младшему сыну о долге сдержанности по отношению к старшему и по отношению к гостю.
Современная педагогическая и материнская мысль такого поведения понять и одобрить, конечно, не может. Современная мысль полагает, что за своего ребенка нужно вставать коршуном, львицей и гаубицей, что ребенок всегда прав, а если и не прав, он должен видеть, как родители всегда будут на его стороне.
Но дело том, что мать в фильме исповедовала совсем иную традицию - она выращивала, понимаете ли, леди и джентльменов, судей, господ, хозяев, влыдык этой жизни. Что для советской действительности в целом, кстати, было не очень характерно, зато было характерно для описанной в пьесе среды.
Не понятно?
Давайте на примере другого произведения поясню - как раз недавно на эту тему с подругой имела дискуссию. Харпер Ли, "Убить пересмешника".
Подруга не готова была понять, как мог умный и бесконечно благородный Аттикус Финч так несправедливо и жестоко поступить со своим сыном Джимом. Аттикус, как мы помним, взялся защищать чернокожего, обвиняемого в изнасиловании, и вызвал эти негодование жителей города. Одна противная старая леди при Джиме отвратительно обругала его отца - мальчик в отместку потом пробрался в ее сад и изувечил все цветы старой леди.
За это отец приказал ему каждый день ходить к старой леди и читать той книги и газеты. И мальчик ходит и читает, пока старая леди изощряется все в новых и новых оскорблениях - кричит, кривляется, говорит мерзейшие вещи. Джим умоляет отца освободить его от этого ужаса - но отец неумолим.
Потом выясняется, что старая леди - при смерти, что ее терзают жуткие раковые боли, и чтение Джима ( и оскорбления) - это ее способ отвлекаться, держаться и все дальше и дальше оттягивать прием морфина, потому что она не хочет умирать наркоманкой. И оскорбяет она мальчишку каждый раз уже в совершенной агонии.
И Джим скорбит, когда старая миссис Дюбоз умирает - привязался потихоньку и даже зауважал.
Современному человеку не всегда легко понять, почему Аттикус так поступил. Но он, видите ли, выращивал своего сына, желая чтобы тот умел общаться с разными людьми и понимать их, умел глядеть на любую ситуацию с разных углов и, самое главное - чтобы он умел управлять своими чувствами, а не позволял им нести себя куда глаза глядят.
Он не хотел , чтобы его сын вырос человеком, в праведном гневе растаптывающим цветы безумных старух, он хотел, чтобы его сын вырос тем, кто в один прекрасный день возьмется защищать несчастную всеми ненавидимую жертву - возьмется, не побоявшись, оскорблений, насмешек, презрения и ненависти всего города целиком.
Потому что истинный джентльмен или леди, истинные хозяева жизни не должны биться в истерике и не должны рыдать в депресии - когда все к тебе несправедливы и жизнь жестока. Недостойно кидаться с кулаками или отвечать криками на оскорбления. А особенно такое поведение не к лицу будущему мужчине, хотя и дочку Аттикус воспитывает абсолютно по тем же канонам - и в конце концов импульсивная и страстная Скаут Финч надевает розове платьице и идет за тетей Александрой в гостиную - разносить чай с пирожными старым мерзким жабам-сплетницам, разносить с приветливой улыбкой, закованная в непроницаемую розовую броню.
Джимми помогал миссиз Дюбоз справиться со страданиями, миссиз Дюбоз помогала Джиму победить его слабость.
И примерно тем же самым и занимается мать семейства в "Шумном дне", прося младшенького вести себя достойно.
Хотя, повторюсь, многим современным матерям и кинокритикам такая концепция не очень понятна.
|
</> |