Без названия

Многие почему-то верят, что существуют два способа воспитания - "делай, как я" и "делай, как я говорю".
На самом деле - нет.
На самом деле, второй способ эффективен примерно настолько, что о нём, в принципе, не стоит всерьёз говорить
Даже если чётко, внятно, в подробностях и примерах объяснять, почему и для чего нужно делать именно так, как говорится - положа руку на сердце, какое количество воспитующих на такие объяснения бывает способно? - всё равно эффект будет не очень. Любые слова проигрывают с разгромным счётом личному опыту и личному примеру.
Ещё хуже - вот прям совсем хуже - эффект методы "делай, как я говорю, иначе я тебе сделаю плохо".
Избегающая мотивация - та самая, когда делать что-то человека побуждает исключительно страх получения большого звиздюля - самая гнилая из всех существующих.
В этом случае человек делает, что велено, ровно до того момента, пока угроза звиздюля продолжает маячить на горизонте. И перестаёт делать ровно в тот момент, когда эта угроза исчезает. Или - ему кажется, что она исчезает.
И это - скажу я вам - ещё хороший расклад.
При плохом раскладе получается запуганный невротик.
У которого призрак этой угрозы постоянно и неуклонно маячит в воображении.
Делая его чем дальше, тем больше не способным на здоровую креативность и активную целеустремлённость.
И всё менее восприимчивым к каким-то другим способам мотивации - тем, которые не на избегание, а на достижение.
Потому что безопасность - важнее, и перспектива достижения потом проигрывает с тем же разгромным счётом хроническому страху огрести сейчас.
Да и организм, измотанный постоянным стрессом, уже не способен ни креативить, ни достигать.
Если хорошенько покопаться в любой истории про прокрастинацию, отсутствие жизненных целей и всякие "чего хочу - не знаю, что знаю - не хочу" - то в её основе практически наверняка найдётся история воспитания в стиле избегающей мотивации.
|
</> |