рейтинг блогов

Без названия

топ 100 блогов humanitarius18.11.2020 Тут советские товарищи говорят, что при проклятом царизме было военно-техническое отставание, и патроны для "Нагана" с бездымным порохом стали делать только при советской власти. Что свидетельствует о глубоком отставании и прочая, прочая, прочая.
Тут, конечно, можно сказать многое.

Что сам "Наган" был ошибкой, и до появления годных для армейского использования самозарядных пистолетов вполне можно было обойтись модернизацией русского "Смит и Вессона".
Что револьверные патроны с дымным порохом в США выпускались еще пару десятилетий, хотя армия и перешла на бездымный.
Что средства, которые не были израсходованы на разработку пистолетного пороха, ушли на гаубицы и пулеметы, от которых судьба войны зависела гораздо больше, чем от револьвера господина фельдфебеля. А офицеры личное оружие и патроны вообще приобретали за свой счет.
Но отставание есть отставание - никого не попишешь.

Однако вот другая картина, из благополучных советских времен. Фашизм разгромлен, послевоенное восстановление экономики завершено, Гагарин в космосе.
На вооружение советской пехоты принимается БТР-60П - без крыши (потом прикрутили), с глючной спаркой нижнеклапанных карбюраторных моторов в корме. Вылезать из него полагалось через верх (узкий выход в борта между колесами появился в 1970-х).
А в Чехословакии и Польше появляется свой бронетранспортер: с крышей, выходом через двери в корме, дверьми для командира и водителя, дизелем воздушного охлаждения и полуавтоматической КПП.

Можно было бы сказать, что мотора подходящей мощности не было, а этот оказался самый раз - но это будет неправдой, был мотор ЗИЛ-375, который потом ставился на известные грузовики "Урал".
Можно было бы сказать, что получилось все равно хорошо: один сломается, а другой зато работает (и говорят ведь). Нет, получилось плохо: трансмиссия была одной из основных причин отказа от двухдвигательной схемы.
Можно было бы сказать, что СССР дизеля в автопроме не были нужны, потому что у нас особый путь (и рассказывать про сложность запуска на морозе, обучение водителей и т.д.).
Но и это было бы неправдой: как раз в это время расширялось производство в Ярославле, новые дизели ставились на перспективные тяжелые грузовики МАЗ и КрАЗ. Тяжелые, правда - сразу развесовка нарушится.
Более того, с середины 1960х дизелизация грузового автопарка постоянно была в повестке дня, свои дизели должны были получить ЗИЛ (20 лет ушло на разработку) и ГАЗ (тоже через 20 лет получился мотор на основе лицензии Deutz).
На водителей же вообще стыдно жаловаться: советский шофер-профессионал кому угодно фору даст в умении обращаться с техникой.

А в Чехословакии был готовый дизельный двигатель воздушного охлаждения (целое семейство), который прекрасно показал себя в эксплуатации в трудных условиях советского Севера.
Да и не только в Чехословакии были коммерческие дизельные моторы - венгры тоже первым делом выкинули из БРДМ советский мотор и поставили в корму свой 100-сильный дизель.
Но мысль о том, что надо не гоняться за птицей в небе, а в порядке дружбы народов, экономический взаимопомощи и прочего Варшавского договора купить у братской социалистической Чехословакии оборудование и технологию для организации производства семейства автомобильных дизелей, в СССР не возникла.
Поэтому БТР-60 со спаркой моторов разработки 1930-х гг. оставался в производстве до 1987 г., даже дольше, чем его чуть более совершенный потомок БТР-70.

Потому что так была устроена советская социалистическая экономика и так расставляли приоритеты заказчики советской военной техники.

OT-64 и БТР-60ПБ в профиль
OT-64 и БТР-60ПБ
ОТ-65 и БРДМ-2 фас 35.-srovn_n_-velikost_-

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
5 ноября - День военного разведчика России В связи с этим хочется вспомнить любимейший советский сериал "Семнадцать мгновений весны", снятый Татьяной Лиозновой по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Военная драма о советском разведчике полковнике Исаеве, внедрённом в высшие ...
Было вчера серьезно, без шариков и хохмочек. И это не только правильно, но и наконец-то. Только холодно очень, теперь горло болит. Очень много знакомых встретилось, раз в 10 больше, чем на прежних митингах. Видимо, меньше случайных людей пришло. Выступлений с грузовика толком не слышали, ...
Член движения «Солидарнутые" Валерия Приходкина уведомила о своём выдвижении избирательную комиссию Центрального одномандатного избирательного округа №28. Она пошла на выборы в порядке самовыдвижения. Теперь для регистрации в качестве ...
У австрийцев есть своя гордость, в том числе и с точки зрения танкостроения. Вообще с точки зрения танков у них был полный швах, но имелся как бы изобретатель первого танка. Речь идет о Гюнтере Бурштыне, который даже что-то предложил, но от изготовления отказались. Тут даже у того же ...
Севастопольская Графская пристань - излюбленное место местных кошачьих. В ожидании свежей рыбки от рыбаков они готовы проводить здесь сутки напролёт. Иногда вступая в перепалку со львами и даже ссорясь с ними, как на первых двух снимках. Видите? Ведь явно кошка меж ними пробежала! А в ...