Без названия
yuripasholok — 22.08.2020 Внеплановый легкий танкВ системе немецкого танкового вооружения первоначально предполагалось всего три типа танка. Это малый танк поддержки пехоты La.S (Pz.Kpfw.I), средний танк Z.W.(Pz.Kpfw.III), а также танк поддержки B.W.(Pz.Kpfw.IV). Впрочем, еще до того, как сформировались Z.W. и B.W., стало понятно, что у La.S. есть проблемы. Как легкий танк с пулеметным вооружением он был неплох, но имелся и один существенный недостаток. Первоначально La.S. предполагался трехместной боевой машиной с 20-мм автоматической пушкой. Вот только поставить ее не удалось, да и экипаж сократился до двух человек. Посему между La.S и Z.W. вскоре образовалась еще одна боевая машина. Работы по ней начали в январе 1934 года. Первоначально этот танк обозначался как verstaerkter Kleintraktor 6 to, то есть «усиленный малый трактор 6-тонного класса». Это был уже третий по счёту танк с названием Kleintraktor, причём, как и первый, превратившийся впоследствии в Leitchtraktor, он имел проектную массу в 6 тонн. Впрочем, уже 24 февраля 1934 года проект сменил название на La.S.100 (сельскохозяйственный трактор со 100-сильным двигателем). Ну а позже данная машина стала именоваться как Pz.Kpfw.II.
Первые танки данного типа стали поступать в войска к началу 1937 года. Надо сказать, что получился танк не сразу: пришлось переделывать и корпус, и ходовую часть, и ставить более мощный мотор. От подвески по типу Kleintraktor было решено отказаться, ей на смену пришла независимая рессорная подвеска. Тем не менее, на определенный момент Pz.Kpfw.II оказался лучшим, чем располагала немецкая армия. Ну а поскольку с Pz.Kpfw.III наблюдалась вообще беда-беда, то на некоторое время Pz.Kpfw.II стал основным танком, который выпускался немецкой промышленностью. Основной версией стало семейство Pz.Kpfw.II Ausf.c-C, представители которой не особо отличались друг от друга.
На момент создания Pz.Kpfw.II являлся весьма неоднозначной боевой машиной. Среди легких танков он был, можно сказать, средним во всём. Боевая масса была где-то посередине между легкими английскими танками и Т-26, а также французскими боевыми машинами. При этом танк оказался трехместным, но не таким, как тот же Т-26. Если к середине 30-х годов часть стран перешло на двухместные башни, то у Pz.Kpfw.II командир являлся и наводчиком, и заряжающим, а третьим членом экипажа являлся радист. Это, кстати, немцы слямзили у французов. Машина обладала неплохой удельной мощностью (немногим меньше 16 л.с. на тонну), но при этом и динамические характеристики оказались средними. Средним было и вооружение. На тот момент 20-мм автоматической пушки вполне хватало для поражения противопульной брони, но на самом деле будущее было за легкими орудиями калибра 37-45 мм.
Так сложилось, что к началу Второй мировой войны основным немецким танком был Pz.Kpfw.II.
Уже в середине июня 1936 года было принято решение о выпуске 500 танков данного типа. На практике же количество этих боевых машин оказалось куда больше. Всего построили 1033 Pz.Kpfw.II Ausf.c-C. Как уже говорилось выше, эти танки не особо отличались друг от друга, и уже были полноценными боевыми машинами. Прик их производства пришелся на 1937-38 годы, когда их выпускали заводы, позже перешедшие на выпуск Pz.Kpfw.III. Фактически массовый выпуск закончился в июне 1939 года, с этого момент ежемесячный выпуск Pz.Kpfw.II не превышал отметку 10 штук. Благодаря столь оперативному объему производства к 1 сентября 1939 году в немецкой армии числился 1151 Pz.Kpfw.II, из них подавляющее большинство относилось к Pz.Kpfw.II Ausf.c-C. По сути это был самый массовый немецкий танк того периода, имеющий боевую ценность. Столь большое количество легких танков предопределило и их высокие потери. Только безвозвратно немцы потеряли 83 Pz.Kpfw.II, а поврежденных машин оказалось значительно больше. Воевать Pz.Kpfw.II пришлось в основном не с танками, а с пехотой и противотанковыми пушками. Польские части имели в довольно большом количестве и противотанковые ружья, которым броня немецких легких танков оказалась вполне по зубам. Оценка танка была неоднозначной, но деваться особо немцам оказалось некуда.
В Польше Pz.Kpfw.II оказался самым массовым немецким танком из тех, что имели более-менее приличное вооружение.
Наибольшие нарекания пришлись на слабую броню, а также плохую обзорность из башни. Работы над улучшением бронирования Pz.Kpfw.II начались в октябре 1939 года, а уже в феврале 1940 года стали поступать первые комплекты дополнительной брони. Был разработан комплект дополнительных броневых листов, которые прикрывали лобовую часть корпуса, подбашенной коробки, лобового листа башни и (в некоторых случаях) бронировку орудийной маски. Дополнительные листы имели толщину 15–20 мм. Таким образом, в лобовой части толщина брони легкого танка достигла 30–35 мм. Часть танков, воевавших во Франции, эту броню успели получить, но сильно она не помогала. Например, бороться с легкими танками, имеющими легкую противоснарядную броню, Pz.Kpfw.II не могли. Но к тому моменту у немцев уже плюс-минус хватало танков с пушечным вооружением. Тем не менее, из 1092 Pz.Kpfw.II, имевшихся к 1 мая 1940 года, безвозвратно потеряли 240 машин, то есть немногим меньше четверти.
К началу войны с Советским Союзом Pz.Kpfw.II был уже явно устаревшим.
Несмотря на то, что к лету 1941 года Pz.Kpfw.II выглядели устаревшими, они не просто оставались в частях первой линии, но еще и наладили выпуск улучшенной версии - Pz.Kpfw.II Ausf.F. Но потери говорили сами за себя. Из 1074 штуки, имевшихся на 22 июня 1941 года, к концу года потеряли 424 танка. Тем не менее, производство закончили только в июле 1942 года.
Статья по Pz.Kpw.II Ausf.c-C: https://warspot.ru/7826-na-ostrie-blitskriga
|
</> |