Без названия

топ 100 блогов ivanboca67523.04.2020

Совсем недавно, услышал о невероятно скандальном проекте режиссёра Ильи Хржановского под названием «ДАУ». На фестивалях в Берлине фильм был воспринят неоднозначно и противоречиво, а в России лишь частично выдали прокатное удостоверение.

Если кто-то не слышал, вкратце расскажу: Илья Хржановский — это в целом, никому неизвестный режиссёр, снявший артхаус под названием «4» лет 10 назад. После сьёмок фильма «4», Илья загорелся желанием снять фильм о советском физике Льве Ландау, который жил во времена правления Сталина. В итоге, съёмки стартовали в 2008 году и проходили в Санкт-Петербурге, Харькове, Баку, Москве, Лондоне и Копенгагене. В конце съёмок Илья решил, что способен не просто снять фильм о Ландау, но ещё и построить декорации советского научного центра сталинских времён со столовой, лабораторией и многим другим, и поместить туда людей, чтобы они там жили около 3 лет. Режиссёр держал их там на протяжении всего этого времени и снимал всё, что там происходит, так что насилие, откровенные сцены, сцены употребления алкоголя — всё абсолютно реально и не наигранно. Также говорят, что сценария не было и актёры импровизировали в заданных рамках. В конечном итоге, наснимали 700 часов и решили разделить этот хронометраж на отдельные 13 картин, 2 из которых уже можно глянуть в интернете. Хронометраж самого «Дау» составляет 5 часов 30 минут (его ещё нельзя найти в интернете), «Дау. Дегенерация» (не спрашивайте, о чём, я не смотрел) длится 6 часов, а «Дау. Наташа» всего 2,5 часа. После показа этих фильмов на фестивалях, режиссёра обвинили в физическом и психологическом насилии над актёрами. К слову, актёров на съёмках почти не было — взяли непрофессионалов. Хржановский же заявлял, что все, участвовавшие в проекте, понимали, во что ввязались и не обращали внимание на камеру, постоянно снимающую их. Сцены, которые были сняты, но участвующие не дали согласие на их показ, были вырезаны.

И так, перед нами, полная реконструкция Института сталинских времён и несколько фильмов из этой серии. Такого раньше ещё не снимали и не делали таких масштабных кино-экспериментов.

Фильм «Дау. Наташа» рассказывает о буфетчице Наташе, работающей в Институте, который проводит некое исследование (что за исследование, нам не пояснят, но это не совсем важная деталь). Из-за этого исследования, в Институт является француз Люк Беже, который, собственно его проводит . В целом, это всё, что нужно знать о сюжете, потому, что прочитав синопсис на Кинопоиске, вы проспойлерите себе всё, что можно, потому что там расписан абсолютно весь сюжет фильма, а он очень незамысловатый. Сначала хотел бы сказать пару слов об истории, рассказанной в фильме. Она — не важна. Абсолютно. То есть, насколько я понял, весь фильм собран из импровизаций актёров по заданной определённой теме, из-за чего всё, что происходит на экране выглядит максимально натуралистично, местами даже пугающе натуралистично. Порой, создаётся ощущение, что ты находишься рядом с персонажами или внутри их компании и выслушиваешь всё, о чём они говорят, о чём спорят, с чего ржут. Порой, сцены невероятно тягучие и кажутся бесполезными (ну, зачем нужна сцена, где буфетчицы дерутся между собой из-за того, что не могут решить, кто будет мыть пол?), но оторваться от просмотра всё равно очень сложно, так как растворяешься в душной атмосфере фильма. За эту атмосферу стоит сказать спасибо оператору — его работа в этом фильме просто великолепна с точки зрения съёмки. Сделать просмотр (особенно финальных сцен) максимально некомфортным, до такой степени, что хочется закрыть экран руками — дорогого стоит. Но гораздо большее впечатление вызывают актёры, вернее, участники проекта. Они не играют, они живут в своих ролях, в прямом смысле этого выражения. Ты абсолютно веришь всему, что они делают, потому что они делают это по-настоящему. Из-за этих факторов грань между кино и реальностью стирается и ты уже не поймёшь, где актриса кричит наигранно, а где — реально. Именно натурализм и реалистичность делает этот фильм пугающим. Не знаю, хорошо это или плохо.

Кадр из
Кадр из "Дау. Наташа"

А вообще Хржановский создавал этот проект с целью исследования влияния диктатуры, постоянной несвободы и давления на человека и пытался создать некое олицетворение сталинского режима. Но проблема в том, что это уходит на второй план во время просмотра и не бросается в глаза, а вот почему: у автора вышел свой, самостоятельный проект со своим камерным и очень некомфортным миром в антураже того времени (не жил в то время, но могу сказать, что я проникся этим антуражем), но не олицетворение режима (когда посмотрите - поймёте), поэтому сюжет и мораль фильма отодвигаются на второй план, а на первый выходят атмосфера, эмоции и исполнение. 

Так что в «Дау. Наташа» важно не «что» показывают, а «как» показывают и это отличает его от других фильмов.

В заключение скажу, что это один из сильнейших и тяжелейших киноэкспириенсов, которые я видел. Последний раз я был так шокирован при просмотре «Груза 200» Балабанова (кстати, в «Дау. Наташа» есть похожий элемент, только ещё жёстче). На счёт претенциозности могу сказать однозначно нет — этим тут даже не пахнет. Никакой «артхаусности» и двусмысленности в фильме я не увидел. 

Не знаю, могу ли посоветовать данное зрелище кому-нибудь, но пожалуй, не буду. На свой страх и риск, «Дау. Наташа» — это не кино на вечер и совсем не лёгкая картина, даже очень наоборот.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Полагаете, раз пишу про разгром в Санкт-Петебурге, это опять про дерущихся фанатов или еще каких неясных хулиганов? Нет, это я про нас, друзья, про наши стрессы и как их снимать. Не всегда, но иногда, как молодые, так и старые, не только в мечтах, но и в реальности подебоширить, разгромит ...
Информацию о тайном подписании Януковичем документов о присоединении к Таможенному союзу пришлось опровергать на уровне пресс-секретаря российского президента. На встрече в Сочи Владимир Путин и Виктор Янукович обсудили повестку дня двусторонней межгосударственной комиссии. Заседание ...
Ровно год назад российское и мировое искусство понесло тяжелую утрату: во вторник, 11 декабря 2012 года, на 87-м году жизни скончалась советская и российская оперная певица, гордость мировой оперы Галина Вишневская. Читать ...
В теле есть семь чакр — семь хранилищ энергии, и у каждой своя цель. Заблокировать чакры можно тем или иным эмоциональным состоянием. Необходимо сделать так, чтобы все они были открытыми.  ...
Сальваторе Филлип «Сонни» Боно (Salvatore Phillip “Sonny” Bono, 16 февраля 1935, Детройт, Мичиган, США — 5 января 1998, Стейтлайн, округ Дуглас, Невада) — американский ...