Без названия
humanitarius — 09.03.2020 К вопросу о достоверности в советском кинематографе."Герой нашего времени" был экранизирован в 1955, 1965, 1975 (телеспектакль) и 2006 гг.
Экранизация 1955 г., "Княжна Мери"
Печорин - подпоручик 20-й пехотной дивизии.
В экранизации 1865 г. одетый по полной форме Печорин представляется Максиму Максимычу. Мундир, шарф, сабля, овчинная шапка для войск Кавказского корпуса.
Служит прапорщик Печорин в 10-й пехотной дивизии. Это не Кавказ, а 4-й пехотный корпус Действующей армии где-то на Волыни:
В экранизации 2006 г. Печорин - тоже прапорщик, но уже 21-й дивизии:
Нюанс заключается в том, что с 1835 по 1845 гг. 21-я дивизия - это войска в Финляндии.
На Печорина в телеспектакле 1975 г. смотреть неловко:
В таких чинах - и разговаривать с Грушницким?
В "Тамани" 1965 года Печорин появляется в белом полотняном кителе с кавалерийскими эполетами.
Такое возможно только в походе на Кавказе, и эполеты бы он не надел.
Вновь Печорин в белом появится в экранизации 2006 г. на балу - в сюртуке полувоенного кроя, никогда эполет не знавшем.
Между тем, офицер не мог появляться в обществе не в форме, и на балу этой формой мог быть только мундир.
Как в экранизации 1855 г., где Печорин на балу одет в сшитый по фигуре мундир:
Ради единственной сцены нашли или пошили мундир Нижегородского драгунского полка, в котором появляется капитан с авантюрно-уголовными ухватками:
А вот он в 2006 г. Что человек служит в кавалерии - видно по эполетам. Непонятно, как его пустили на бал в сюртуке
Такое впечатление, что в 1955 г. художник по костюмам еще помнил, для чего он нужен, а в последующих экранизациях - уже не очень.
Княгиня Вера, как мы помним, была блондинка с родинкой.
В 1955 г. так и сделали.
В 2006 г. ее зачем-то перекрасили в брюнетку.
Обратную процедуру произвели с Грушницким, который вообще-то был рослым брюнетом и казался старше своих лет, отчего его княжна Мери и приняла за разжалованного
И как он молодеет в сиянии пехотного мундира
И вот юноша-блондин в экранизации 2006 г.:
Вот он уже прапорщик неизвестной принадлежности, хотя производиться должен был по своему полку:
А вот он почему-то надел генеральские ботфорты. А ведь по Пятигорску настоящие генералы ходят.
О Грушницком в телеспектакле даже говорить неловко:
Муж Веры - невзрачный хромой, статский.
В 2006 г. его зачем-то сделали генералом от кавалерии в кирасирском мундире, но при этом прописали странную биографию: полученный в молодости орден св. Георгия, пара медалей и генеральский орден св. Александра Невского. Где он служил и как дослужился?
Для сравнения - его примерный ровесник, тоже кавалерист генерал-лейтенант К.Х. Бенкендорф:
На этом фоне остальное в экранизации 2006 г. не удивляет.
Вот Вулич пьет с товарищами-офицерами в станице:
На нем синий двубортный мундир с лацканами - кроме уланов такого не ни у кого. А ведь уланы ушли с Кавказа минимум 5 лет назад.
Или сцена дуэли, из-за которой Печорин отправился на Кавказ. Дистанцию отмеряют казачьей шашкой обр. 1881 г.:
В Пятигорск Печорин приезжает тоже с шашкой обр. 1881 г., но уже драгунской:
Но по станицам он таскается тоже с казачьей:
Достоверность, как мы знаем, бывает художественная и историческая. В смысле художественном трудно испортить Лермонтова - он дал очень крепкую литературную основу.
Историческая достоверность нужна как раз для того, чтобы человек, знающий предмет достаточно поверхностно, не увидел чего-то, что помешает ему воспринять художественные достоинства произведения.
|
</> |