Без названия
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Не ожидал, что тема картошки вызовет такое бурление. Много чего обсуждалось, казалось бы и более важные вопросы — насколько можно говорить о важности жжшных штудий, и более традиционные, всегда вызывающие тонны флейма, однако, кажется никакой сталиносрач не вызывал такой бури обсуждений в последнее время. Разве что вспоминается услуготоварная дискуссия. Но для моего журнала, кажется, это рекорд — 400+ комментов я вроде ещё не собирал. А если учесть темы у Коммари, Майсуряна, Вороны, Анлазза, вон даже Буркина чё-то там написал — много выходит. Казалось бы, если уж речь идёт о советском прошлом, должны быть и более цепляющие темы, но все сошлись почему-то на картошке. Получается, что проблема (не)отчуждённого труда при социализме цепляет многих и гораздо больше, чем можно было бы думать. Пока не решусь на какие-то обобщения, но сама ситуация интересная.
Но и каких-то решительных выводов при том не последовало. В основном всё крутится вокруг воспоминаний разной степени подробности и романтичности от участников картофельных мероприятий, львиная доля комментариев — как водится — истерики и проклятья в адрес тех, кто не разделяет мнения о благотворности данной практики, в адрес неблагодарных советских интелей, которые должны были руки и ноги целовать за возможность заняться физическими упражнениями на свежем воздухе — причём, что смешно, строчат сами же интеллигенты, само собой полно идиотов, которые само затрагивание любой подобной темы полагают поклёпом на Любимую Советскую Родину, ну и конечно хватает диаметрально противоположных истерик по поводу «проклятого совка», который «загонял всех в рабство» и традиционных анафем советской власти. И лишь малая часть посвящена рефлексии того, что же это было и что из этого следует. Пренебрежимо малая, я бы сказал. Что тоже заставляет задуматься.
И постоянным рефреном сравнения того, что же лучше — та «неволя» или нынешняя «свобода»? Вот как я и говорил — «что лучше: грипп или сифилис?» Давеча один комментарий надоумил меня на аналогию: а ведь эти реакции смахивают на отношение крестьян к отмене крепостного права, к «воле», которая на условиях царской власти оказалась кабы не хуже «крепости». По-моему, весьма похоже такой же перпендикулярностью выбора между тёплым и мягким, круглым и твёрдым. Вилкой в глаз или в жопу раз — это не выбор. И в рамках такой бинарной оппозиции он сделан быть не может, нужно что-то третье. Тогда, как известно, противоречие нашло разрешение в революциях 1905—1917 года. С точки зрения крестьянина образца 1861 года совершенно неочевидное. Но что можно сказать совершенно определённо с высоты позднейшего знания, то что в любом случае выход заключался не в том, чтобы вернутся назад.
Предупреждаю сразу пиздоглазых: если какая-то падла ляпнет что-нибудь в духе «ты приравниваешь советскую власть к крепостному праву» или такая же падла с другой стороны завоняет «а, вот видишь, совок был крепостным» — буду банить без разговоров.
|
</> |