Без надежды на любовь

не осуждайте, и не будете осуждены;
прощайте, и прощены будете;
давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною
и переполненною отсыплют вам в лоно ваше;
ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».
Апостол Лука
Завтра о завершении суда над Pussy Riot напишут все. Поэтому пишу сегодня, авансом, так сказать. На юридические итоги процесса оглашение приговора еще как-то может повлиять, а вот на политические и нравственные - практически нет. С моей точки зрения, главным бенефициаром этой драмы стало государство, а главным лузером – церковь.
Как это ни парадоксально звучит, репутационные потери Кремля, а, значит, и власти в целом, не столь велики, как это многим кажется.
Несмотря на шумную кампанию в прессе, общество из этого дела не узнало о своей власти ничего такого, чего она не знала бы о ней раньше.
Что власть неадекватна, было очевидно уже после декабрьских митингов на Болотной площади и истеричной реакции на них.
Что в России нет независимого суда, было ясно еще на примерах дела Ходорковского и Магнитского, ничего нового этот суд нам не явил.
Что наше чиновничество (включая судейское) невежественно, грубо, чванливо и самонадеянно, вообще-то известно со времен Салтыкова-Щедрина.
Так что, если вдуматься, Путин, засаживая девчонок в тюрьму минимум на полгода, ничем особенно не рисковал. Иллюзий ни у кого, кроме тех, кто их сам лелеет, давно не осталось. А тех, кто не хочет отказываться от иллюзий, никакими процессами не проймешь.
А вот о церкви этого не скажешь. Тут было, что терять. И иллюзии были (пусть далеко не у всех, но у многих), и надежда была, и вера (остаточная).
РПЦ нанесен этим процессом сильный удар. Уточню, удар нанесен не по православию (это отдельная тема), а именно по православной церкви как общественно-финансовому институту. Под вопрос поставлено право пастырей этой церкви быть нравственными поводырями своей паствы. Здесь тоже вроде бы для знающих людей ничего нового нет. Но все-таки было и очень много незнающих или, по крайней мере, не интересующихся. Теперь заинтересовались и задумались многие. Слишком многие, чтобы этой церкви в ближайшие и даже отдаленные годы дали жить спокойно.
Еще важнее то, что суд на Pussy Riot, с моей точки зрения, выявил то, что русское общество весьма религиозно неравнодушно. Скандал не породил антиклерикальное атеистическое движение в чистом виде. Скорее наоборот, он выявил мощную религиозную заряженность российского общества. Церковь атакуют не столько с атеистических, сколько именно с «истинно христианских» позиций.
И это делает положение церкви еще более сложным. Она должна бить по своим, отлучать тех, кто верит, зачастую, истовее, чем сами «отлучальщики».
Непосредственные последствия этого процесса скоро канут в лету. Власть натворит много новых глупостей, новые зверства заставят забыть зверства старые, в свете новых глупостей старые глупости будут казаться проявлением мудрости. Но долгосрочные последствия скажутся еще не раз через много-много лет. И, возможно, те, кто, разбираясь с этими последствиями, будет копаться в «русской старине», немало удивится тому, что столь масштабный исторический сдвиг начался с какого-то странного и никому не нужного процесса над тремя певицами (отсюда) .
|
</> |