БЕЗ ЛИТУРГИИ...
kalakazo — 13.10.2020 Достопочтенный stariy_dvornik:"ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ ВЗДОХИ
Профессор Зубов:
Андрей Зубов
БЕЗ ЛИТУРГИИ
Вторая волна пандемии накрывает Россию и весь мир. Когда сто лет назад свирепствовала испанка, вторая волна (осень 1918 - зима 1918/19 гг.) оказалась в десять раз более охватной и смертоносной чем первая. Совсем не обязательно, что сейчас повторится это соотношение охватности волн пандемии, но учитывать исторический опыт необходимо.
Я последний раз участвовал в литургии 20 сентября и предупредил настоятеля нашего храма и друзей, что в обозримом будущем воздержусь от посещения церкви. Теперь почти безвылазно на даче. Топлю печь, брожу по утрам по окрестным лесам и полям. Но в праздники и воскресные дни сжимает сердце грусть - как же без общей молитвы, без участия в таинстве?
И вот, размышляя над этим, кроме всех уже давно высказанных многими аргументов, совершенно справедливых, хочу предположить и еще один смысл в нашем отделении от общего дела. Не забудем - литургия, в первоначальном смысле слова, это именно общее дело.
Человеку свойственно делить свое время на священное и профанное. Многие религиозные традиции включили эту норму в свою повседневность. Человек после очистительных обрядов совершает некие священные действия, а потом, произнеся, как в индуизме, формулу - "ныне я вновь то, что я есть", возвращается к обычной жизни.
В христианстве такое в принципе невозможно. Все мы - "царственное священство", "люди, взятые в удел Божий". Вся наша жизнь - сон и бодрствование, работа и отдых, молитва и дружеская беседа - это хождение перед Богом, это участие в Его жизни. Для христианина нет разделения на профанное и сакральное, обыденное и священное. В жизни христианина нет, не может быть обыденности, она вся свята, вся посвящена Богу.
Но очень часто это забывается. Вот мы готовимся к богослужению. Молимся на вечерней службе, потом дома. Соблюдаем некоторые ограничительные обряды. Потом - священнодействие литургии с её невероятным накалом чувства Богоприсутствия. А потом быстрое схождение в повседневность - трапеза, отдых, вечерние встречи с друзьями. Священное исполнено. Теперь мирское до следующего воскресного дня, до следующего большого праздника. Да, конечно, есть еще утренние и вечерние ежедневные молитвы, есть чтение Писания. Но всё же ритм христианина казалось бы определен от воскресения до воскресения, от литургии - до литургии.
А теперь пандемия отняла у нас литургию. И стремление к Богу побуждает делать литургией все поступки каждого дня. Служение Богу и ближнему превращать в священную повседневность. Так в принципе и надо бы жить христианину всегда, но так ли живу я? Честно признаюсь - нет. И вот нынешняя страшная опасность и для себя и для других, ближних и дальних, соединенная с тоской по литургии, побуждает пересмотреть повседневность, освятить её и ею, уже освященной, пронизать весь наш быт. Не в этом ли смысл муки самоизоляции для христианина, не в этом ли бесценный опыт жизни без литургии?"
Наблюдая ихнее тилигентное соплежуйство,
мысли приходят печальные:
выучили на свою голову, шляпу надел,
и дай таковым волю, -
учинят как в европах, идеже они регулярно бывая,
кофий пия да в такси проезжая,
мимоходом высмотрели.
Бо наследственная той тилигенции болесть -
полное отсутствие собственной, по любому поводу, мысли
и вечный перепев очередных каких "вольтеров"..."
отсюда
|
</> |