Бессмертный полк – и Бессмертная эскадра, Immortal Naval Squadron (ч.1)


предыдущей записи, по побережью Шотландии. Отсюда нынешняя запись становится двухчастной.
мероприятие, с теплоходом, к столетию польской Пинской речной флотилии и восьмидесятилетию её участия в Сентябрьской кампании 1939 года. Тогда за чаем разговоры, естественно, сошли на темы войны и памяти, и Вера Борисовна упомянула о своём деде, которого она никогда не видела, он погиб во время войны. Его практически не помнила и его дочь, мама Веры Борисовны, в семье не сохранилось даже его отчество. Всё, что осталось, – очень краткие устные пересказы: Иван Сидоров, родился в дореволюционном Петербурге в рабочей семье, сослан в сталинские годы, погиб на станции Сонкóво в 1941 году. Так я впервые узнал о маленьком городке Сонково в Тверской области. Мои следопытство и историко-краеведческие позывы известны среди моих друзей достаточно хорошо, и Вера Борисовна упомянула:
– Если вы когда-нибудь будете в тех местах, вдруг что-нибудь узнаете.
Прошло пять лет. На станцию Сонково я приехал на изумительном, старосветском, два тёплых сидячих вагона с самоваром и чаем в подстаканниках и впереди магистральный тепловоз, поезде Бологое-Сонково. За окошком густые леса на десятки километров, иногда озёра, неполные пять часов пути. Начало апреля текущего года.
Сегодня я знаю, что Иван Власович Сидоров родился в Петербурге в 1895 году, точную дату рождения, вероятно, уже не выяснить. Так же неизвестно, какая была его выученная профессия. Известно, что в начале тридцатых годов, до страшного 1937 года, он по какой-то причине получил от советских органов наказ покинуть родной дом и родной город – для ленинградцев того времени это не было чем-то совершенно невиданным. При таких вводных люди необязательно оказывались за Уралом, в Приполярье или лагере. Известно, что, когда началась война, Иван Власович работал на узловой станции Сонково. Несмотря на тверскую глушь, станция лежала на пересечении двух железнодорожных линий, ставших стратегическими: начиналась блокада Ленинграда, через Сонково на северо-запад шли поставки к создаваемой Дороге жизни, на запад к из последних сил держащемуся Калининскому фронту, на восток шли с обоих направлений эшелоны с ранеными и эвакуированными. Немцы подходили к Калинину, ныне Тверь, Сонково оказалось в прифронтовой зоне. С середины октября узловую станцию, стоявшие на ней составы, депо регулярно бомбили. Иван Власович был среди погибших.
Периодически бывая в Твери, я сначала навёл справки в архиве тверских военкоматов. Выяснилось отчество дедушки Веры Борисовны, год его рождения, а также, что с началом войны он не был мобилизован в армию. Он числится среди погибших работников перешедшей на военное положение станции Сонково.
Мама Веры Борисовны видела своего отца лишь несколько раз в раннем детстве, он изредка приезжал, от него иногда приходили письма и небольшие посылки. Девичья фамилия мамы Веры Борисовны не Сидорова, а по отчиму. Упоминания в рассказах мамы были редкими и отрывочными. Но память о прямом родственнике, погибшем на войне, должна сберегаться.
За окном тёплого двухвагонного поезда долгие лесные массивы и перелески. Когда минуем самое большое по пути озеро Кафтино, небо ненадолго разгуливается. На полустаночке из открытой двери, не через стекло, получается неплохая фотография.

А так весь день погода пасмурная. И холодно.
Приехали.



В 2015 году здание вокзала прошло капитальный ремонт и было частично перестроено. В шестидесятые годы и во время войны оно выглядело так:

Со времён войны путевая схема станции практически не изменилась, нет только паровозного депо. На следующей фотографии вид строго на запад. Туда уходили эшелоны к фронту. Оттуда шли налёты вражеских бомбардировщиков.

Городок, небольшой районный центр, лежит на самом востоке Тверской области недалеко от границы с Ярославской. Население сегодня неполные четыре тысячи жителей. По выходе с вокзала видишь современное здание городской и районной администрации:

Единственным сохранившимся после бомбёжек значимым историческим зданием является дом купца Николая Никифоровича Щёголева, немало сделавшего для развития дореволюционного Сонкова:

Сегодня здание в основном пустует, но часть первого этажа занимает небольшой краеведческий музей. Существенная его часть посвящена годам Великой Отечественной войны:


На стенде четыре раздела: В ПРИФРОНТОВОЙ ПОЛОСЕ, ТЫЛ – ФРОНТУ, В БОЯХ ЗА РОДИНУ и ПОБЕДА!
Директор музея Галина Владимировна Шутова, воодушевленный энтузиаст краевед, угощает чаем со сладостями и много рассказывает. Бомбёжки станции шли с середины октября до середины декабря 1941 года, в них погибло под триста человек – железнодорожники, простые жители, военные, раненые, санитары, эвакуированные. В книге памяти среди имён погибших работник станции Иван Власович Сидоров 1895 года рождения значится похороненным в общей могиле 2 декабря 1941 года. Это значит он погиб в этот день или сколькими-то днями ранее. Погибших бывало столько, что на рано пришедшем в тот год морозе убитые лежали, собранные, по несколько дней. Местное кладбище быстро перестало справляться, людей хоронили без почестей и в спешке по окрестностям. Велся по возможности лишь учёт имён и фамилий. Немало мест тех захоронений неизвестны по сей день. Окрестности лесистые и пустынные. Место, где нашёл упокоение Иван Власович, в документах не указано, как и многих.
В интересном и долгом разговоре время пробежало быстро. Галина Владимировна объясняет, как пройти к памятнику. Он на кладбище. Когда выхожу, единственный цветочный магазин уже закрыт. И лампады я не привёз. До следующего раза. Красивые зелёные тверские и ярославские края обязательно нужно посетить летом.

Здесь похоронены девятнадцать поименованных жителей Сонкова, погибших в 1941-1945 годах, чьи останки были перенесены на родную землю. Жертвы бомбёжек лежат в нескольких местах и на этом кладбище, и далеко не всегда обозначенные где-то вблизи городка, но почтить память их всех приходят сюда.

Иного рода военным памятником железнодорожникам, таких в России немало, является установленный у станции ветеран-паровоз серии Э, самый распространенный советский грузовой локомотив времён Великой Отечественной войны:

На мемориальной доске – "Этот паровоз-труженик в годы Великой Отечественной войны возил снаряды, технику и солдат на Западный, Калининский, Ленинградский, Волховский и Карельский фронты".

У паровоза я тоже останавливаюсь и мысленно произношу: "Иван Власович Сидоров, 1895 год, Санкт-Петербург – 1941 год, Сонково". Его портрета нигде не сохранилось. Но о нём помнят в Барановичах и теперь в Москве, а благодаря этой записи о нём будут знать и другие. Его появление в рядах виртуального в Живом журнале Бессмертного полка – вероятно, единственный его след в широком доступе.
Спустя три недели после Сонкова, конец апреля 2024, я в Барановичах в гостях у Веры Борисовны с фотографиями и рассказами. Из Га́нцевичей, пять остановок на пригородном поезде, приезжает живущая там дочь Веры Борисовны Нина Витальевна, правнучка труженика войны. Присоединяется и их родственница. Кресовые Барановичи в ярком солнце и свежей весенней зелени. Встреча – в доме на Парковой улице, созданной новостройками в 1988-2015 годах:

И Сонково, и по населению в сорок с лишним раз бóльшие Барановичи стали городами благодаря железной дороге:

Памятная медаль "Заслуженный железнодорожник 1941-1945" была введена к сорокалетию Победы, это 1985 год. Но пусть погибший сорока четырьмя годами ранее Иван Власович Сидоров несёт её в 2024 году в рядах Бессмертного полка.

На тёмно-красной звезде едущий в нашу сторону паровоз.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
