Беспризорник, журналист, драматург
bibkniga31 — 13.07.2022

Это имя было очень известным когда-то, его пьесы ставились на сценах театров, а книги переиздавались по нескольку раз. 13 июля 1909 года родился Александр Крон, в семье композитора Александра Абрамовича Крона (Крейна), написавшего музыку к пьесе Лопе де Вега "Учитель танцев". Возможно, Саша-младший пошёл бы по стопам своего отца, но мальчишка был ещё совсем маленьким, когда началась Первая мировая война, потом революция, потом - Гражданская война... И, хотя Александр Абрамович в 20-е годы работал в музыкальном отделе Наркомпроса, сыном ему было заниматься некогда. Мальчишка стал беспризорником, попал в детскую исправительную колонию под Москвой, где было полным-полно таких же неприкаянных молодых душ.
О беспризорниках хорошо заботились. Ну, а как сказать иначе, если после лет проведённых в колонии, Александр стал студентом историко-философского факультета МГУ? Кстати, в те годы в МГУ (правда на других факультетах) учились и татарский поэт Муса Джалиль, и будущий автор цикла "Колымские рассказы" Варлам Шаламов. Через пару лет учёбы Александр попал на военные сборы, где ему в голову пришла идея написания пьесы, в которой герои проходят становление от беззаботной молодёжи до защитников своего Отечества. Название для пьесы Александр придумал не слишком удачное, но режиссёр, к которому она попала, решил, что на сцене будет идти под названием "Винтовка № 492116". Это было большой удачей для начинающего драматурга - многие Театры юного зрителя СССР взяли пьесу в свой репертуар, где она с успехом шла почти 50 лет.
Теперь Александр стал гораздо тщательнее работать и над подбором материала для новых работ, и над их названиями. "Глубокая разведка", посвященная работе нефтяников, была закончена только после того, как мужчина провёл много времени в экспедициях на нефтяных месторождениях Азербайджана. "О значении этих поездок в двух словах не расскажешь - тут и изучение производственной технологии (без знания профессии своих персонажей невозможно построить ясный и жизненно правдивый сюжет), и потребность вновь ощутить "атмосферу" разведки, прислушаться к тому, как говорят люди, освежить впечатления почти десятилетней давности и подметить происшедшие изменения. Последнее особенно важно: помогает отделить существенное от случайного и скоропреходящего, проверить ещё раз свои оценки" (здесь и далее цитаты из "Моей анкеты" А. Крона).
Когда началась Великая Отечественная война, Крон работал в Ленинграде редактором многотиражки "Дозор", посвящённой подводным лодкам и часто писал заметки в газету "Красный балтийский флот". Материала для заметок было много, т.к. Александр Александрович часто встречался с моряками. Однажды произошла встреча и с Александром Ивановичем Маринеско, который в 1941 году был командиром небольшой подводной лодки М-96. Встреча эта не была приятной: журналист пришёл на подлодку тогда, когда Маринеско с сослуживцем снимали стресс при помощи спирта. Крон был возмущён этим обстоятельством и возмутился, а моряк послал того куда подальше. С этого момента они избегали друг друга, а помирились уже после Победы. Благодаря чему, была написана повесть "Капитан дальнего плавания".
"По моим наблюдениям, замысел всегда рождается на стыке между теми мыслями и чувствами, которые я длительное время вынашиваю в себе, пришедшим извне свежим и сильным впечатлением. Происходящий при этом процесс можно сравнить с тем процессом кристаллизации, который возникает, когда в перенасыщенный соляной раствор опускают лишний, "критический" кристаллик соли. К этому надо добавить, что реализация замысла никогда не сводится к демонстрации готовых решений. Стремясь в процессе работы решить проблему для всех, писатель одновременно решает её для себя. Произведение литературы – не раскрашенное наглядное пособие, а человеческий поступок. Иначе оно мертво. В искусстве волнует только тот, кто волнуется".
Так было и с написанием единственной исторической пьесы Крона - "Труса". Ещё до поступления в университет, Александру пришлось ночевать на одной из станций Савёловской железной дороги, где, коротая время, он разглядывал запылённую витрину с фотографиями. Одна из них привлекла внимание - изображение солдата в бескозырке, с твёрдым и волевым взглядом. Подпись под фото гласила, что это ефрейтор железнодорожного батальона Дорофей Семеняк, большевик, расстрелянный в 1905 году за убийство прапорщика Золотарёва, издевавшегося над солдатами. Эта скудная информация так зацепила Александра, что он решил обязательно выяснить подробности и написать пьесу. Впрочем, случилось это только через 10 лет, а вот запросы в архивы ничего не дали, пришлось самому додумывать - как и что было. Самое удивительное, что после постановки спектакля, автору позвонили из Дмитровского краеведческого музея и попросили поделиться материалами о Семеняке. И были потрясены, что всё, чем обладал автор, только воспоминание о когда-то увиденной фотографии.
Умер Александр Александрович Крон 24 февраля 1983 года и похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
"Офицер
флота". В книгу входит повесть "Капитан дальнего плавания" и
пьеса, давшая название изданию. Повесть была издана уже после
смерти автора, т.к. Маринеско был в опале, судим, и никто не хотел
делать из него героя. Хотя под руководством этого подводника было
уничтожено несколько фашистских кораблей во время войны. Вторая
пьеса рассказывает о мужестве и героизме моряков, защищавших
Ленинград.|
|
</> |
Bigger — современные технологии для людей с ослабленным зрением
Что Сталин прятал в потайном кармане?
Груз-200 по-пермски - продолжение
Assassin’s Creed IV: Black Flag
Политики-алкоголики
Левши - жители зазеркалья
Годовщина смерти
Россети приостановили подачу электроэнергии в дом.
Кабаева

