Беспрекословное подчинение

Между Колей и мамой – невидимая стена.
Я прошу её приехать и побеседовать со мной один на один. Сверить часы, прежде чем вмешиваться в существующую ситуацию. Бонусом встречи будет официальное письмо для школы, где я сообщаю, что ребёнок начинает регулярные занятия, родители полностью сотрудничают с психологом и дали информированное согласие на то, чтобы специалист и школа вели телефонные беседы и обменивались информацией.
Обычно после такого письма буря недовольства ребёнком в школе ненадолго затихает, и семья получает передышку.
Наблюдение, что взрослая европейски образованная женщина вступает в разговор только после получения ОК от своего мужа, не скрою, меня сильно удивило.
- И от вас, и от Коли требуется беспрекословное подчинение. Это верное утверждение или я заблуждаюсь?
- Можно сказать и так, - соглашается она. – Между нами это скорее игра, добровольный обмен. В ответ на беспрекословное подчинение мужу исполняется любая моя материальная просьба. С Колей это не работает.
- Я заметила страх в ваших глазах, когда обсуждение коснулось темы убийства, зла и насилия. Вы боитесь своего сына?
- Боюсь. В нём есть какой-то особый цинизм. Однажды мы наказали его, лишили карманных денег на неделю. Он отобрал их у другого мальчика, младшеклассника в школе. Я считаю, что он его ограбил.
- А как вы узнали об этом поступке?
- Коля – мальчик небольшого ума. В школе он держится только благодаря многочасовым занятиям с репетиторами каждый день. На деньги он тут же накупил газировки и чипсов, я увидела их, когда разбирала после школы портфель. Он во всём признался.
- Есть такое слово – негативизм. Упрямство, замешанное на отрицании общепринятых норм поведения. Вы столкнулись с подростковым негативизмом или и в младшей школе, и в дошкольном возрасте его воля находила на вашу, как коса на камень?
- Раньше всё это сглаживалось, потому что он лгал. Сочинял в свою пользу, привирал. Не было такого нахальства, как сейчас. Улыбочки, от которой хочется сказать "брр".
- Как думаете, насколько он понимает последствия своих действий?
- Он говорил мне как-то, что отец ему ничего не сделает.
- Это правда?
Она кивает.
- Муж его и пальцем не тронул. Скорее, уже устал с ним разговаривать. Школа грозила ему отчислением, но после вашего письма, как я понимаю, никто его никуда не отчислит. Все будут ждать, что Коля изменится.
В тоне её голоса я слышу обиду.
- Не того вы ждали в ответ на свою любовь и хорошее отношение, - осторожно говорю я.
- Я не знаю, кто из него вырастет, - произносит она одними губами. – Он просто гадит всем, понимаете? Только гадит.
- Он в тупике и не знает, как из него выбраться. В школу ходить надо, убежать некуда, работать не умеет, учёба даётся с огромным трудом. Амбиции быть главным, жажда власти помножены на страх возмездия, о котором он имеет самое смутное представление. И психолог, и школа, и родители - заложники психопатологии, которую он хочет – показывает, а хочет – прячет. Я верю, что вся эта симптоматика – не от хорошей жизни. Но вместе с тем, должна вам сказать, что домашний арест произвёл на меня впечатление. Чем он занят после школы, в своё свободное время?
- Иногда читает, чаще рисует. Кинжалы, кровь, раскромсанные тела. Может сломать что-нибудь – отломать ручку от двери или отодрать крючок в ванной.
- Я хочу попробовать с ним поведенческую психотерапию, по системе уровней. Давайте я объясню вам, как там устроено терапевтическое воздействие и что именно мы будем делать...
Из книги Бермант-Полякова О.В. Сто признательных эссе https://ridero.ru/books/1_0_0_priznatelnykh_esse/
Тот же текст в аудиоформате, читает автор:

|
</> |