Беспощадный Лист нашего времени. И его отважные проводники
yury-tsybanev54 — 21.02.2022Виталий Стариков ворвался в мои внутренние покои так громко, раскатисто и необузданно, что в первую минуту прямо напугал: не дай Бог, субботний вечер оккупирует пианист-«колотун»… Но первое ощущение оказалось обманчивым. Солисту концерта важно было иное – сразу пробить, пусть даже тараном, брешь в слушательском сознании, дабы проложить путь музыке чрезвычайной важности.
19.02.2022. Художественное пространство Ile Thélème. Ф.Лист. 4 пьесы цикла «Поэтические и религиозные гармонии» ( «Призыв», «Аве Мария», «Благословение Бога в одиночестве», «Мысли о смерти»). «Крестный Путь». Виталий Стариков, фортепиано.
Слушаю второй концерт на «Острове свободной воли» (буду все же называть сие художественное пространство по-русски) - и ни тени музыкального ширпотреба, ни намека на заигрывание с привычными вкусами публики. И даже ни доли молодежного выкаблучивания, простительного и понятного.
Тогда что это? А вот: молодые создатели проекта вызвались отважными добровольцами – проводниками в другое измерение, затоптанное и запыленное. Невероятно, по нынешним-то перекошенным трендам и нравам!
Позднего Листа исполняют неохотно: на смену бурным океаническим пассажам раннего, концертирующего кумира Европы, здесь приходит минималистское звучание. Ранящее. Ибо нацелено в самую суть - неизбывный трагизм бытия. Но и «Гармонии», избранные Стариковым и созданные Листом в срединную творческую пору, раньше слышать не привелось – а они о том же, хоть и тяготеют к более традиционной концертной стилистике.
«Восстаньте, голоса моей души!» - строчка Ламартина из «Гармоний» стала камертоном программы.
И Стариков, заручившись поддержкой Листа, принялся тщательно восстанавливать разорванное временами и нравами человечье сознание – наполняя его ИСТИННЫМ.
Идеализм? Нет! Скажу больше: на романтическую славу Листа в этот вечер была прикреплена сургучная печать беспощадного реализма. Не случайно Стариков обронил в интервью: «Позднего Листа пока мало понимают».
Что ж, вслушаемся.
Первая из «гармоний» исполнена не просто громоподобно, на пробой. В ней большее – из басов у Старикова здесь будто извергается вся темная энергия веков и сцепляется в стальном борцовском захвате со звонким, живым, настоящим. И в какой-то момент это звонкое отскакивает – точно от глухой непробиваемой стены…
И теперь лейтмотивом программы становится не прямая борцовская схватка, а противостояние. Оглушительного-грубого и тихого-осветленного. В «Аве Мария» эта тихая истина от хрупкости хрусталя закаляется до кристаллизации – и тогда гасит грозы.
Пожалуй, только в третьей «гармонии» Лист отдает дань концертному стилю, многозвучному и пафосному. Пульсирующая жилка бытия, погрустив сначала о своем, находит слияние с темой божественной вечности, истово проводимой в левой руке.
Тогда еще верили в гармонию, подумалось в эти минуты…
Но! На этом месте, как выяснилось, любители исключительно сладкозвучия могли бы покинуть «остров свободной воли» с полным на то основанием.
Ибо в «Мыслях о смерти» сгущение ужаса перед неизбежным обрывом земного пути таково, что вряд ли достигалось кем-то до Листа. Атака жути. Паника, разрастающаяся и будто острием проникающая внутрь… Кажется, из басов ощеряется кривая ухмылка – мол, куда ты денешься… Полоски уцелевшего света истончаются до прутиков, прутики вот-вот переломятся…
И вдруг по клавиатуре разливается грустная нежность. Это даже не протест – светлячки просто не хотят угаснуть…
В четвертой «гармонии» ужас не побежден, нет. Его давление поднято до невыносимого. Вопрос о трагичности бытия поставлен – но оставлен без ответа.
И вот теперь звучит «Крестный Путь». Это и есть ответ позднего Листа себе времен «Гармоний».
Михаил Турпанов, в чьем исполнении «Крестный Путь» я услышал впервые, четко следовал фабуле 14 Стояний Иисуса. Виталий Стариков сосредоточился на создании целостной атмосферы. Точнее даже – на создании сигнальной системы.
Здесь из басов исходит адская кромешная угроза. Грубая и, по-другому не скажешь, скотская. Еще раз: наверное, до Листа никто не написал музыку настолько страшную.
И Иисус превозмогает свой страшный Путь. Испытывая всем существом мучительный трепет. Постигая, что каждый шаг – сквозь окружающее его мракобесие. И даже нежность встречи со Святою Матерью – будто угасает… А каждая встреча с Посвященным и пооддерживающим – только как уникальный подарок. Всякое сочувствие - как счастливый случай. И постепенно в теме Иисуса появляется аскеза. Словно не на что опереться… И восхождение по пути Истины возможно только так: каждый следующий шаг все труднее – Виталий Стариков исполняет это со скрупулезностью хирурга, проводящего операцию на сердце.
Между торжественностью и величием Явления Иисуса – и земными обстоятельствами, его сопровождавшими, - дистанция непреодолимая…
Поэтому только когда Иисуса снимают с креста, у Листа звучит собственно то, что называли в его время музыкой. Ненадолго вытесняя ту самую сигнальную систему оповещения.
Вот так программа концерта проникает в самые сокровенные и самые трагичные глубины.
И формирует точную систему координат. На острове свободной воли.