Бесплатно - только в лепрозории

топ 100 блогов mel_nizza28.04.2010 Итак, свершилось:  они таки свернули шею системе образования. Зонтик, который они трепетно держали над школой,  трансформировался сначала в фиговый лист, а теперь, собственно в саму фигу.
 



В пятницу в думе с крейсерской скоростью   прошел третье чтение закон под скромным названием   «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Суть закона - переход к  платным образованию и здравоохранению.  Впрочем, поучиться и полечиться можно будет  и бесплатно - в лепрозории или в рамках госзаказа

Надо сказать, что движение к нынешней ситуации было перманентным и последовательным. Оно началось в тот момент, когда движимая бескорыстной любовью к грантам  и другим либеральным ценностям, группа господ в полосатых купальниках взялась за исполнение рекомендаций МВФ по реформированию отечественной школы. Последняя  было названа в докладе упомянутого фонда весьма неадекватной статусу России как сырьевого придатка  (в частности,  по причине явно завышенного числа людей с высшим образованием).  Способ урезания числа слишком образованных был придуман бесхитростный. Система выпускных и вступительных экзаменов (устных и развернутых письменных) заменилась тестами с непрозрачной процедурой разработки и отбора тестовых заданий, непрозрачной процедурой пересчета первичных баллов в итоговые, непрозрачной процедурой проверки заданий так называемой части С. Основная цель этой замены заключается в отсечении от возможности поступать  в вузы набравших ниже определенного (произвольно объявляемого в зависимости от конъюнктуры)   количества баллов. Параллельно ставилась  еще группа задач: выстраивание системы оценки качества работы школы в зависимости от результатов ЕГЭ,  сегментация образования по социальным уровням, по интеллектуальным уровням и др. Понятно, что перед публикой выставлена была дымовая завеса. Де, мочи не  было  от учителей-очковтирателей и репетиторов-коррупционеров, а вот кому система заморская, антикоррупционная!

Одним из немногих аргументов чиновников от образования, приложивших огромные усилия для легализации в глазах общества идеи единого госэкзамена, является тезис о том, что ЕГЭ - это всего лишь инструмент, с помощью которого можно увидеть более или менее объективную картину, никак не влияющий на логику образовательного процесса. Тезис этот был заведомо  недобросовестен, ибо здесь имеет место подмена понятий: замену образовательной парадигмы называют технической сменой измерительной процедуры.Определяющим преимуществом отечественного образования была его ориентированность на устный (и развернутый письменный) экзамены. Такой экзамен в качестве ведущей формы итоговой аттестации предполагал заточенность учебного процесса во всех его компонентах прежде всего на речевое развитие школьников, что является необходимым и главным условием формирования мышления. Это – альфа и омега педагогической психологии. Мышление и речь формируются одновременно и развитие мышления вне развернутого речевого развития невозможно. Введение тестирования в качестве основной формы итоговой аттестации изменило и цели, и структуру, и компоненты образовательного процесса. Учитель, зависимый от внешней оценки учебных результатов школьников, неизбежно будет работать (и уже работает, и как работает!) на улучшение показателей своей деятельности. А так как показатели измеряются тестами, то и формируют те навыки, которые способствуют лучшему прохождению тестирования. Очевидно, что это не совсем  те навыки, которые ведут к интенсивному речевому и интеллектуальному развитию. Разработчики пытаются ввести общество в заблуждение, напевая мантру  о спасительной роли заданий группы С. В действительности  наличие группы вопросов повышенной сложности внутри структуры классического теста принципиально не может задавать ни логику образовательного процесса, ни логику урока, и даже педагогическая попса из высшей школы экономики не может этого не понимать (впрочем, всякое бывает).  Не  говоря  том, что совмещение  в одном пакете вопросов, предполагающих быстрый ответ (примерно один ответ в минуту по стандартному темпу прохождения заданий части А, например, по физике), и сложных вопросов, требующих времени на размышление,  совершенно безграмотно с точки зрения как дидактики, так и педагогической психологии, но на такие мелочи наши герои внимания не обращали. Но дело в том, что ЕГЭ – это лишь малая толика содеянного ими в рамках реформы. Есть вещи и посильнее «Фауста» Гете.

Концентрическая система обучения. Суть: история, биология, физика ( далее  почти везде) изучаются в два приема. Сначала весь материал запихивают в программы основной ступени (до 9 класса включительно), причем проходится это  за прежнее! число часов. Понятно, что дети за учителем, прогоняющим по 2-3 параграфа за урок,  не успевают, материал, мягко говоря,  не понимают. Затем в 10-11 классах все повторяется еще раз, естественно  на нулевой базе, ибо при первом прогоне материал не был воспринят. При этом условно научное  изучение возможной эффективности/неэффективности метода не проводилось, решение принято абсолютно от фонаря (скорее всего,  кто-то пилил деньги,  а тем, что получилось, отчитался, другого рационального обоснования я придумать не могу). Вербально обосновывается оно чиновниками даже не сентенцией "повторение -  мать учение", а тезисом:  значительное количество детей после 9 класса должны уйти (в ПТУ), стране нужен рабочий класс,  поэтому весь материал нужно успеть втюхать в программу основной школы. Самое смешное, что все это не планы и не проекты, все это давно утверждено и уже внедрено.   
      Профильное обучение. Суть: в 10-11 классах учат маленькому набору предметов, переиграть ситуацию практически нельзя - из-за ЕГЭ. Поэтому время решающего выбора ребенком своего профессионального пути (даже где-то самоопределения) смещается к 9 классу.  Это пока. В скором времени ожидаем-с  введение предпрофилей, тогда жизненную дорогу будут выбирать в седьмом-восьмом. При этом то, что многие дети еще не могут в этом возрасте сделать зрелый осознанный выбор, никого не волнует. В конце концов, пусть выбирают  родители.   
       Радикальное сокращение  времени, выделяемого на преподавание предметов естественно- научного  цикла (кстати, при сохранении  учебных программ практически без изменений). Суть: физика, химия как предметы вытеснены на обочину школьного образования страны,  задорно утверждающей, что она стремится к инновационному наноразвитию.  ( Астрономия, кстати,  изгнана из школы  и вовсе.  Должно быть по причине своего мракобесия).  Аргументация: пусть те, кто догадается, что ему эта самая физика будет интересна и даже полезна, записываются заранее  на соответствующие профили (и предпрофили). Забавно, но во время  обязательной аттестации школы в с е   учащиеся (а не только посещающие соответствующие профили) должны сдать тесты по этим предметам в полном объеме. Не сдадут - школа не получит аккредитации.

И вот, собственно, финал. Закуска, так сказать.
    Оне предполагают, что государство должно оплачивать некий минимум предметов и часов, а все остальное (в т.ч. подготовка к поступлению) - проблема  родителей. Оне представляют преувеличенными траты государства на образование. Им унифицированное образование высокого качества кажется  излишним.

И вот вместо существовавших ранее гарантий бюджетного финансирования отрасли, (см Закон об образовании в редакции, например, 2000 и даже 2004 г., формулируется  невнятное:   « В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.»

То есть государство не несет более  ответственности за деятельность бюджетных учреждений ни в каком объеме, который превышает государственное задание. Ну, а как, когда,  для кого  и в каком объеме это задание будет  формироваться, какие и кому  предстоят  откаты, какое  ожидается раздолье для уже начинающих жужжать роев посредников и контролеров – эту комедию положений  мы увидим в ближайшем будущем.  А пока – о грустном. 

  Реформировать  образование (как и любую другую сферу общественной деятельности) можно и  нужно. (Околопедагогическая попса из минобраза даже не подозревает, насколько нужно). Необходимость изменений в системе назрела очень давно: изменилось общество, технологии, способы восприятия и анализа информации, выросли новые дети. И вот, вместо того, чтобы тщательно исследовать происходящие изменения и на этой основе выстраивать новую методологию образования, новую методологию системы подготовки педагогических кадров, новое содержания образования, новые педагогические технологии, адекватные реальным вызовам времени и жизненным интересам страны, группа людей потратила драгоценное время (и немалые финансы) на выстраивание заведомо негодной системы, разрушающей несомненные достоинства отечественной педагогической традиции и не предлагающей взамен ничего, кроме примитивной системы натаскивания. И которая неизбежно приведет к национальной катастрофе, которую, впрочем, мало заметит народ, который безмолвствует…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мне удалось найти контакты венка, который напал на президента Украины Виктора Януковича. По понятным причинам венок сейчас прячется и не дает никаких комментариев СМИ. Моему блогу он сделал исключение. Огромное спасибо за согласие на ...
Овсянка, ...
Настоящая тосканская кухня неизменно подкупает своей непритязательностью, кажущейся простотой, чистотой вкуса и нажористостью. В субботу побывала на традиционной вечеринке, посвящённой свежеотжатому оливковому маслу 2011, в ресторане у друзей. ...
Рано утром проснулись в Севастополе, доехали до Симферополя, откуда улетели в Москву, далее перелетели в Кишинев (Молдавия) теперь ждем остальных здесь до ночи потом поедем на юг, пересечем Румынию и в конце концов доберемся утром до Варны (Болгария) :-) Похоже это будет один из самых ге ...
Один тренер по шахматах спросил меня на днях, глядя в стихи-загадки, что я даю совсем маленьким шахматным детям: - Сам сочинил? - Не, - отвечаю. Сам ещё раз заглянул в стихи в эти. - Плохо, -глядя на стихи говорю, -ты обо мне думаешь. - Ну-ну, -отвечает. Из-за этого "ну-ну" я сейчас ...