рейтинг блогов

БЕРТА МОРИЗО. НА БАЛУ. 1875

топ 100 блогов nikonova_alina18.02.2022
Берта Моризо. На балу. 1875
Берта Моризо. На балу. 1875

Мадемуазель Берта Мария Паулина Моризо происходила из весьма респектабельной и состоятельной буржуазной семьи и получила образование и воспитание, соответствующее ее статусу. Единственное, что выделяло ее из числа прочих юных француженок ее класса – это талант к рисованию и поддержка ее родителей, которые не стали запрещать ей заниматься творчеством даже тогда, когда ее увлечение явно вышло за рамки зарисовок в девичьем альбоме.

И вот что удивительно, - иногда ее знание светских тонкостей и особенностей коммуникации в высшем обществе придавало ее картинам дополнительный скрытый смысл, недоступный для понимания непосвященным.

В 1875 году она создала восхитительную картину «На балу». На первый взгляд это всего лишь достаточно банальная зарисовка из светской жизни. Молодая женщина в роскошном модном бальном наряде с веером в руках сидит где-то в дальнем углу бального зала. За ее спиной — серая стена, отделанная невысокой деревянной панелью, на которой стоят букеты с яркими цветами и темно-зеленые комнатные растения. Героиня задумчиво смотрит куда-то в сторону и кажется полностью погруженной в свои мысли.

Обычно, когда специалисты анализируют этот портрет, то внимание уделяют по большей части чисто художественным моментам. Во-первых, считается, что Моризо сознательно писала своих героинь так, чтобы они не смотрели на зрителя и не казались позирующими. Это создает особый эффект жизненности, реальности происходящего. Кажется, что художница действительно фиксирует мимолётную, случайно подсмотренную сценку и ничего не придумывает от себя. К тому же известно, что она работала очень быстро (ей было достаточно 2-3 сеансов, чтобы закончить картину) и никогда не требовала от модели жестко держать нужную позу и выражение лица.

Также отмечается, что в картине «На балу» есть прямое указание на то, что ее автор - женщина. Моризо совершенно бесстрастно, безо всякого намека на какой-то сексуальный подтекст, пишет обнаженное плечо своей героини. Очевидно, что единственное, что интересует художницу при изображении этой детали – это гладкая фактура идеальной белоснежной кожи модели и «мраморные» отблески на ней от голубовато-серого газового платья. Отмечают также, что художница написала лицо модели более ярким и живым, чем ее руки, грудь и плечи, словно подчеркивая, что девушка много часов проводила на свежем воздухе, не пользуясь зонтиком и подставляя лицо лучам летнего солнца.

Композиционно картина выстроена идеально. Ее центр – лицо героини. плотные яркие краски, которыми Моризо пишет растительность в левом верхнем углу, уравновешиваются не менее ярким рисунком на веере. Бледно-желтые хризантемы в высокой прическе модели ритмически перекликаются с цветами, прикрепленными к лифу ее платья.

Но все-таки некоторые детали рассказывают о героини картины кое-что большее, чем тот факт, что она молода и красива и богата.

Во-первых, она, скорее всего, дама из приличной семьи, получившей хорошее воспитание, а не вышедшая из простонародья «дама полусвета». Об этом свидетельствует ее идеально элегантная манера держать веер – слегка небрежно и чуть-чуть отставив мизинец. Если дама оттопыривала мизинец слишком сильно, это сразу показывало, что она не знает правил хорошего тона.

Цветки хризантемы, которые украшают ее наряд, в общем смысле означают богатство, веселье и хорошего друга, что, в принципе, вполне соответствует заявленному месту действия. Но у цветков определенного цвета есть и особый смысл. Белая хризантема означает истину, а желтая – любовь, которой пренебрегли. Возможно, задумчивый взгляд, который дама направила куда-то в сторону, как раз и связан с тем, что она заметила что-то и/или кого-то, что дало ей повод для не очень  веселых размышлений.

Яркие цветы в букете за спиной модели написаны довольно условно, скорее лишь обозначены, поэтому их символическое значение определить невозможно. Однако в целом красный цвет любых цветов может означать страсть, а оранжевый – очарование.

Теперь перейдем к символическому значению веера. Тайным языком веера прекрасно владели все дамы, бывавшие в свете, потому, вероятно, для современников и особенно современниц художницы не было никакой тайны в том, что героиня картины «На балу» положением своего веера однозначно говорит кому-то «нет». При этом то, что модель держит веер в левой руке можно дополнительно перевести как «за нами наблюдают».

Так что ситуация вырисовывается весьма неоднозначная. Разумеется, речь идет о любовной интриге, на что указывает и рисунок на веере, представляющий пастораль в стиле 18 века.

Итак, дама явилась на бал с желтыми хризантемами в прическе, что, возможно, должно было продемонстрировать тот факт, что она знает о измене своего возлюбленного. А вот кому она говорит веером «нет» и «за нами наблюдают», прежнему ли кавалеру, которого она готова простить, или же своему новому избраннику, вопрос остается открытым. Но стоит заметить, что выражение ее лица, скорее задумчивое и немного лукавое, словно она решает какую-то любопытную задачку, а вовсе не предается переживаниям по поводу разбитого сердца.

Скорее всего, героиня Моризо, воспринимает сложившуюся ситуацию как нечто забавное, как еще одно светское развлечение, а вовсе не как трагедию всей жизни. Француженка, что с нее взять…


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ах да, у нас же тут шкандаль в благородном семействе приключился в музыкальной школке. В группе в итоге осталось три девочки - Ольга, Девочка, на неделю младше, и Р., ей 4 будет в ноябре, кажется, но она самая высокая, очень спокойная, лучше всех все делает на музыке. Мама у нее молодая, ...
Как известно, на днях украинские СМИ вдруг вспомнили о заявлении командующего Сухопутными войсками ВСУ генерал-полковника Сергея Попко, сделанное на научно-практической конференции “Применение Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины в конфликтах современности”, касательно замены в ...
Это я обращаюсь к лодырям, прогульщикам, дезертирам и саботажникам. Ссылки на то что ЖЖ испортился и в топе всякая гадость не принимаются! Что вам топ? Дай бог вам столько лет жизни, сколько раз мне насрать на этот топ! Я же вас писать призываю, а не читать! Тем кто из последних сил про ...
Фотожурналист одной из самых увлекательных профессий современности. Речь пойдет о людях, благодаря труду которых мы не только узнаем об интересных новостях и фактах, но и видим их документальное подтверждение. Родоначальником американской фотожурналистики как самостоятельной ...
Эту совершенно нереальную картинку ставлю заглавной, чтобы рассказать вам совершенно нереальную историю: правый из этих Ролс-Ройсов встречал меня в аэропорту Гонконга, левый - провожал домой через четыре дня. И это совершеннейшая правда!:-) ...