«Березка» для ограниченного контингента

топ 100 блогов foto_history29.08.2018
«Березка» для ограниченного контингента

Одна из главных претензий, предъявляемых к советским войскам в Афганистане, – слабая укомплектованность вещевым имуществом и специальным снаряжением. А также неготовность личного состава к боевым действиям в горах. Эти тезисы кочуют от одного «знатока» к другому почти тридцать лет.

В горы, на взгляд обывателя, надо нести большой рюкзак, теплую одежду, веревки, крючья, ледорубы, горные молотки и прочее снаряжение. Такие представления складываются от непонимания различий между альпинизмом, горным трекингом и скалолазанием.
В Афганистане основные боевые действия велись на высотах не более 3500 метров. Для этого не требуется ни альпинистской подготовки, ни специального снаряжения. Достаточно иметь подобранную одежду, удобную горную обувь, спальные мешки и палатки. Плюс запас веревки.
«Березка» для ограниченного контингента
“ Только два подразделения проходят альпинистскую подготовку – разведрота специального назначения и взвод снайперов ”
Отдельно стоит остановиться на подготовке личного состава. Нет необходимости обучать личный состав преодолевать ледники, высокогорные перевалы, штурмовать вертикальные скалы. Задача офицеров, сержантов и рядовых – найти противника и уничтожить его. Для боевых действий на 3500 метрах требуется физическая выносливость.

Ведь во время марша приходится постоянно набирать и снижать высоту. Нельзя забывать, что «рейдовики» носили с собой десятки килограммов груза. В частности, запасы продовольствия и воды, снаряжение. Нагрузку увеличивали боеприпасы на ротные АГС и НСВ, а также приданные минометы.

Посмотрим на организацию современной российской горнострелковой бригады. Из ее состава только два подразделения проходят альпинистскую подготовку. Это разведывательная рота специального назначения (альпинистская) и взвод снайперов СпН. Углубленную горную (но не альпинистскую) подготовку проходят остальные подразделения разведывательного батальона.
«Березка» для ограниченного контингента
Бойцам трех мотострелковых (горных) батальонов незачем учиться штурмовать горные вершины. Но требуется выносливость, позволяющая совершать длительные марши по сильно пересеченной местности с большим грузом. В батальонах нет специальной альпинистской амуниции. У личного состава трекинговая обувь, облегченное снаряжение и горные рюкзаки.


Спорт в помощь
Советской армии сильно помогли спортсмены. Благодаря их усилиям было разработано несколько программ подготовки личного состава для условий Афганистана. В основе лежала выработка высокой физической выносливости при движении в горах.

Помогла и советская медицина. Сейчас всем хорошо известен препарат мильдронат. Но мало кто помнит, что создан он был для военных в Афганистане. Движение по горам с большим весом приводило к запредельным нагрузкам на сердечную мышцу, что в свою очередь вызывало сердечные приступы, а зачастую и смерть военнослужащих. Именно для защиты мышцы сердца, ее укрепления был создан мильдронат. Его применение в ОКСВА носило массовый характер.
«Березка» для ограниченного контингента
Уже в 1984 году на территории СССР действовало несколько учебных центров и воинских частей. На их базе перед отправкой «за речку» проходил подготовку рядовой и сержантский состав. «Учебки» были и в Сухопутных войсках, и в ВДВ. Отдельные центры – у частей СпН и даже авиации. Для них разработали и утвердили специальные программы боевой подготовки.

Но вроде бы стройная система не всегда работала удовлетворительно. В частности, проверяющие неоднократно отмечали, что в учебных частях Сухопутных войск очень высокий отрыв личного состава от занятий. Бойцы привлекались для различных хозяйственных и даже строительных работ. А вот в учебном полку ВДВ такие случаи отмечались как эпизодические.
«Березка» для ограниченного контингента
Не на высоте была и подготовка офицеров для «выполнения интернационального долга». Считалось, что в частях должны отбирать наиболее подготовленных в тактическом и физическом плане. Уж им-то в Афганистане не потребуется дополнительная подготовка.

Решение оказалось ошибочным. Офицерам по прибытии на место приходилось долго входить в курс дела, знакомиться с новой для них тактической обстановкой и местностью. На адаптации сказывался тяжелый климат.

Поэтому вновь прибывшие офицеры сразу попадали в зону риска. И вероятность их гибели многократно возрастала. Но до конца войны, даже несмотря на постоянные доклады, Минобороны так и не смогло организовать специальные учебные центры для подготовки офицеров, прибывавших на замену.
Компромиссным решением стала организация специальных курсов.
Там офицеры знакомились с азами горной подготовки и тактики, методикой обучения личного состава. Но из-за высокой боевой нагрузки отправить на такой учебный курс офицеров было не всегда возможно. Зачастую за два года службы в Афгане офицер мог и не побывать в «учебке». Хотя предусматривалось посещение таких курсов не менее раза в год.


Вещевой провал
К моменту ввода войск в Афганистан у 40-й армии не оказалось подходящей формы одежды и снаряжения. Это факт. На складах Советской армии хранился определенный запас горной экипировки. Ее поставка осуществлялась еще в конце 50-х. Этот запас не подходил для ведения боевых действий.
«Березка» для ограниченного контингента
Важный нюанс: в момент ввода войск военно-политическое руководство СССР не планировало масштабных боевых действий. Считалось, что достаточно ввести советский контингент в города и взять под контроль важные объекты инфраструктуры. 40-я армия в отличие от Соединенных Штатов в 2001-м входила в дружественную страну для оказания помощи. Ожидалось, что советские войска стабилизируют ситуацию в городских агломерациях, а афганская армия за это время нанесет поражение моджахедам. Поэтому особых мероприятий с ОКСВА не проводилось. Личный состав не прошел горной подготовки, тыловые органы не получили задачу заказать специальное снаряжение.

Но за два года советские войска были втянуты в полномасштабные боевые действия. Тогда и стало очевидным, что ситуацию с подготовкой и снаряжением надо исправлять. В 1982 году Минобороны обратилось за помощью к промышленности и спортивным федерациям.

Возникла интересная ситуация. В 80-е советские спортивные производства не могли обеспечить покорителей вершин всем необходимым. О том, насколько остро стоял вопрос, легко узнать из мемуаров легендарных советских альпинистов. Первая проблема – легкая и прочная водонепроницаемая, непродуваемая ткань. Она нужна для пошива одежды, палаток и чехлов на спальные мешки. На Западе на тот момент уже появились массовые образцы ткани Gore-tex. К примеру, британский контингент на Фолклендах в 1982 году был оснащен мембранными комплектами одежды. Правда, они имелись не у всех – только у батальонов парашютного полка, коммандос морской пехоты и бойцов SAS.

О необходимости производства таких материалов советские альпинисты поднимали вопрос еще в 70-х годах. Но ничего сделано не было. Редкие образцы одежды и снаряжения из Gore-tex закупались за рубежом.
Вторая серьезная проблема – отсутствие легких утеплителей. Вата и подобные материалы мало подходили для гор. Пуховой утеплитель из-за своей хрупкости быстро выходит из строя в условиях ношения средств защиты и снаряжения и также непригоден для ведения боевых действий.
«Березка» для ограниченного контингента
При разработке новых образцов формы одежды советское командование исходило из горно-пустынного предназначения боевых частей и подразделений ОКСВА. Ведь им надо было вести боевые действия не только в горах, но и в пустынной местности, а также в «зеленке». Поэтому первоначально «афганка» стала единым комплектом формы для 40-й армии и своего рода символом той войны. Но так было недолго.


Дорога «горка» к обеду
«Афганка» неоднократно подвергалась критике. Дескать, слишком жарка для пустыни, а в горах не обеспечивает нужную защиту от осадков и ветра. При этом игнорируется тот факт, что в ОКСВА уже в 1984 году был создан запас горной одежды. Преимущественно в ней бойцы ходили в горы до конца войны.

Горные комплекты были созданы ВС СССР совместно со спортсменами. За основу взяли так называемую штормовую одежду. Ее использовали советские альпинисты, начиная с 20-х годов. Комплект достаточно прост. Свободная приталенная куртка и штаны с вшитыми внизу и в районе коленей резинками. Комплект изготовлялся из джутовой ткани. Она обеспечивала хорошую защиту от ветра и влаги. Долго не намокала, быстро высыхала и не мешала носить снаряжение.
«Березка» для ограниченного контингента
Для нужд ОКСВА «горные» комплекты были доработаны. Усилены плечи, локти, введены дополнительные карманы. Помимо самой «горки», в комплект входила утепленная, вязанная из козьей шерсти шапочка и свитер из этого же материала. В случае, когда свитер был слишком теплый, его заменяло тонкое шерстяное белье, ранее входившее в комплект летно-подъемного состава. Также в «горный» комплект включались туристические ботинки. При необходимости предусматривалось их дооборудование триконями и шипами.

С этого момента «горка» стала самой популярной советской и российской военной одеждой. Наши военные в «горках» участвовали в первой и второй чеченских кампаниях, в других локальных конфликтах на территории бывшего СССР, разгромили грузин в августе 2008-го. «Горка» остается в ношении и сейчас, когда в войска поступили многослойные комплекты ВКПО. В нее были одеты военнослужащие в ходе операции в Крыму, мелькала она и на видеохронике из Сирии.

Конечно, если сравнивать с современной спортивной и военной одеждой, «горка» выглядит неким анахронизмом. Да и в 80-е она не смотрелась передовым решением. Но как уже было сказано, СССР не имел легких утеплителей и мембранных тканей. Страны Варшавского договора помочь не могли. Надо было закупать у капиталистов.

«Горка» обеспечивала защиту от ветра и осадков, была достаточно легкой и прочной. А главное – ее могла производить в нужных количествах промышленность СССР.
«Березка» для ограниченного контингента
Одежда из мембранной ткани оказалась слишком дорогостоящей даже для НАТО. В 2001 году такие комплекты были не во всех частях вооруженных сил Соединенных Штатов, участвовавших в операции в Афганистане. К примеру, у 10-й горной дивизии мембранная одежда была, а зеленым беретам пришлось собирать со всей армии США. Только в 2002–2003 годах Пентагон специально для войск в Афганистане заключил несколько контрактов на сотни миллионов долларов на закупку мембранной одежды.

Отметим, что ткань Gore-tex образца 2000-х и середины 90-х годов разделяют несколько поколений. «Старая» была весьма непрочной, плохо выводила влагу, а главное – стоила огромных денег.
Отдельно к горному комплекту шел специальный рюкзак. В его создании также поучаствовали спортсмены. В основе лежал хорошо известный советским туристам рюкзак Абалакова. Но тот момент это было лучшее, что могла поставить советская спортивная промышленность. Иногда в войска попадали партии туристических рюкзаков из ГДР и Чехословакии. В то же время в горах бойцам и офицерам был положен обычный вещевой мешок.


Небо в сеточку
При обсуждении снаряжения и формы одежды ОКСВА часто игнорируется тот факт, что помимо горного был еще и жаркий комплект. Он предназначен для действий в условиях высоких температур, а также «зеленки».
О проблемах личного состава в жаркую погоду медицинская служба 40-й армии начала докладывать еще в начале войны. Как один из вариантов личному составу было разрешено ношение костюмов защитных сетчатых (КЗС).
«Березка» для ограниченного контингента
Формально КЗС проходит по службе РХБЗ, так как комплект предназначен для защиты от ядерного взрыва. На него нанесено специальное напыление, которое под действием светового излучения ядерного взрыва испаряется, превращаясь в облако. И тем самым надежно защищает военнослужащего.

Но КЗС в условиях ношения снаряжения и перемещений по полю боя достаточно быстро выходили из строя. А стоимость изделия была высокой. Поэтому на смену КЗС пришел более дешевый матерчатый комплект КЗМ – костюм защитный маскировочный. Шился он из ткани с характерным двухцветным рисунком. Позже ее назвали «березкой» – по ассоциации, вызванной маскировочным узором.
«Березка» для ограниченного контингента
Предусматривалось ношение КЗМ в условиях боевых действий в «зеленке», а также пустынной местности. Был даже разработан «пустынный» вариант «березки». Но по какой-то причине он почти не поставлялся в Афганистан.


От кирзачей к берцам
Интересна история с обувью для ОКСВА. Специально для действий в горах провели исследование. Было отобрано несколько вариантов ботинок с высоким берцем, которые и запустили в серийное производство. Одновременно шла закупка туристических моделей в странах Варшавского договора, в основном в ГДР и Чехословакии. Правда, импортные ботинки выдавались только старшим офицерам.
«Березка» для ограниченного контингента
Согласно установленным нормам под полевую «афганку» и «жаркий» комплект рядовой и сержантский состав должен был носить только сапоги. И только в горы надевались ботинки. Примечательно, что первоначально яловые сапоги должны были носить и офицеры. Даже в 1984–1985 годах проверяющие из Москвы нередко заставляли надевать офицеров на строевые смотры не ботинки, а именно сапоги.

Командование уделяло пристальное внимание форме одежды. От отечественной промышленности и спорта военные получали самые передовые наработки. Проблема МО заключалась в том, что спортивные производства так и не освоили выпуск современных утеплителей и мембранных тканей.
Но почему на фотографиях запечатлены бойцы, которые носят форму «номер восемь»: «Что украли, то и носим»?
«Березка» для ограниченного контингента
«Партизанский» вид не связан с нехваткой вещевого имущества. Наоборот, его было более чем достаточно. Офицеры и рядовой-сержантский состав прибывали в Афган только с парадной формой одежды и вещевым аттестатом. Все необходимое выдавали на местах.
Проблема заключалась в ригидности советской тыловой системы. Горный и жаркий комплекты были отнесены к инвентарному имуществу, и его надо следовало сдавать после носки. При этом сроки были необоснованно завышены.

В частности, «горка» рассчитывалась на восемь лет носки. Хотя уже к концу второго года даже прочная джутовая ткань не выдерживала. При этом на складах лежало большое количество новых «горок». Достаточно сказать, что афганские комплекты выдавались в Российской армии даже во вторую Чечню. Их хватило почти на двадцать лет. А КЗМ выпуска 80-х можно и сейчас найти на складах МО РФ.
Конечно, теоретически командир мог списать вышедшую из строя «инвентарку». Но это лишняя проблема, которая к тому же могла обернуться начетами со стороны вещевой и финансовой служб. Решались немногие.
«Березка» для ограниченного контингента
Другая причина – высокий оперативный темп. Зачастую рейдовый батальон успевал повоевать в «зеленке», совершить марш в пустынной местности и начать зачищать горы. Но даже с учетом наличия у ОКСВА бронетехники тащить все комплекты на личный состав было более чем накладно. Поэтому военнослужащие старались максимально комбинировать образцы, чтобы получить некий универсальный вариант. И в горах мог засветиться причудливый военнослужащий в штанах от КЗМ, куртке от «афганки» с поддетым свитером и обычным вещмешком.

Примечательно, что уже в середине 80-х годов в ВС СССР появились первые идеи многослойного унифицированного комплекта одежды, во многом схожие с американскими ECWCS и PCU.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На днях с удовольствием в очередной раз посмотрела фильм "Театр" по С. Моэму, где блестяще сыграла Джулию Ламберт Вия Артмане. Этот фильм я могу смотреть с любого кадра, т.к. знаю его почти наизусть. Во время просмотра я могу отвлекаться, болтать по ...
Сейчас внимание всей политически активной Астрахани приковано к процессу разложения местного отделения Справедливой России, которое произошло благодаря действиям пока еще депутата Шеина. На этой неделе ряды СР покинули сразу 5 областных ...
                         СССР не сильно заботился о природе. Огромные размеры убаюкивали. Все жили по принципу: на наш век хватит.                Сегодняшние овощные перделки тоже ...
Из дневной почты: В продолжение темы Гатчинская епархия Комментарий Юрия Мамаева:"ЕЩЁ ОДНО КРАЙНЕ УДАЧНОЕ КАДРОВОЕ РЕШЕНИЕ ПАТРИАРХА. Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан (Осяк) подписал указ о назначении благочинным Иоанно - Богословского Черемнецкого монастыря иеромонаха ...
Ahead of the first state legislative sessions of the year, Mayor Bill de Blasio announced his intentions to guarantee Paid Personal Time for all workers in the city. There are currently half a million working New Yorkers whose employers don't grant them any time off, something de Blasio ...