Беральдино из Труффгамо
terrasancta — 28.05.2022«К Элизе» - одно из наиболее известных и узнаваемых сочинений Бетховена. Всеми признанный шедевр классической музыки. Наверное, самое часто исполняемое произведение немецкого гения. Играется во всех музыкальных школах мира. Дети его любят, родители умиляются: до Бетховена ребенок дорос.
И тут вдруг: а это точно Бетховен? Ну, тот самый? Людвиг ван?
Какой будет первая реакция? Правильно, недоумение. А вторая? Тоже верно, идите куда подальше с вашими теориями заговоров.
Однако сами же профессионалы, пишущие об истории музыки, честно сообщают: рукопись произведения была обретена Людвигом Нолем через 40 (сорок, граждане!) лет после смерти Бетховена. И что же представляла из себя сия рукопись? Утверждают, что альбомный лист с нотами и посвящением, написанным рукой самого Бетховена. Но проверить нельзя. Потому как эта самая обретенная жемчужина бесследно исчезла. Вот прямо, как в анекдоте: один сразу куда-то делся, а второй я про... потерял. Как говорится, невелика потеря, подумаешь — черновик Бетховена. При жизни не публиковал. Стеснялся, наверное. И нам велел.
А что там с Элизой, которой лично посвятил и, очевидно, прослезился? Оказывается, в 1923 году исследователь творчества Бетховена Унгер предположил, что никакой Элизе Бетховен ничего не отписывал, потому как нашедший рукопись человек с оригинальной фамилией Ноль неправильно, по мнению Унгера, разобрал почерк немецкого композитора. А на самом деле всё посвящено ученице Бетховена — Терезе Малфатти. Каким образом, не имея в руках потерянного черновика гения, Унгер пришел к своим умозаключением, понять невозможно.
И выходит так, что «кто-то кое-где у нас порой» обретает нечто, посвященное или не посвященное неизвестной даме, и все твердо знают, что это «К Элизе» Бетховена.
Нет, может быть, это действительно Бетховен, кто же против!? Ну, не пускал в оборот, были причины. Считал недостойным. Или ещё почему-то.
Сорок лет потом днём с огнём искали, надеялись, обрели. Снова потеряли, вероятность ведь такая имеется? Ну, не Элизе, так Терезе. Не ей, так ещё кому-нибудь посвятил. Или не посвятил. А почему бы и нет?
Если бы не одно подлое но. Как-то эта история подозрительно похожа на десятки (если не сотни) подобных же чудесных обретений того же самого XIX века. И неизданные вещи Вивальди нашлись, и от Баха кое-что всплыло, и Лермонтов «Немытую Россию» в бартеневском сундуке оставил...
Как под копирку.
Впрочем, рад буду ошибиться. Бетховен, так Бетховен. Людвиг ван.
Не Франческо же из Милана...
|
</> |