Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги

топ 100 блогов schelkunov24.01.2019

Недавно я рассказывал о своём путешествии в октябре по исторической Бологое-Полоцкой железной дороге с поездкой пригородным поездом под паровозом. Но незадолго до него я проехал на дизель-поезде по белорусской части этой малодеятельной магистрали, построенной в начале прошлого века.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги



Однопутная неэлектрифицированная Бологое-Полоцкая линия, как часть более длинной Бологое-Седлецкой ж. д., начинается в Бологое, проходит через Осташков, Великие Луки и Невель, а затем устремляется к своей конечной точке — белорусскому Полоцку. Границу России и Беларуси эта «чугунка» пересекает неподалёку от станции Алёща на белорусской стороне. И если российский участок от Невеля до Алёщи с 2014 года остался безо всякого пассажирского движения, то от Полоцка до Алёщи ежедневно ходит «дизель», а ещё три раза в неделю выполняется и второй рейс.


Этими пригородными поездами я и воспользовался в своей поездке. Утром сентябрьского воскресенья добрался из Витебска до Полоцка также на «дизеле». В Полоцке короткая пересадка и ДДБ1 отправился к Алёще, ехать до которой один час.


Российская часть Бологое-Полоцкой линии, особенно на участке от Бологое до Осташкова, полна сохранившихся зданий и других артефактов времён строительства дороги в 1902-07 годах, и потому считается заповедной. Белорусский же участок таким богатством обделён. Причинами этому послужили и разрушения Великой Отечественной войны, и, возможно, излишне старательная хозяйственная деятельность белорусов без уважения к старине. На последнее намекает российский участок Невель-Алёща, который также познал все «прелести» войны, но там до сих пор стоят заколоченными три видоизменённых, но всё-таки живых, деревянных вокзала начала XX века. На белорусском участке не осталось ни одного.


1а. В вагоне


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


Через пять минут поезд проезхал вокзальное здание станции «Полоцк парк Громы», но без остановки. Эта станция, ранее называвшаяся Полоцк-2 (или Полоцк-Николаевский, так как Бологое-Полоцкая линия относилась к Николаевской железной дороге), последняя на линии Бологое-Полоцк. В начале 20 века это была станция 3 класса с кирпичным вокзалом и оборотным депо. Сейчас это один из грузовых парков полоцкого узла, а для пассажиров лишь остановочный пункт.


2. Дореволюционный вокзал станции Полоцк-Николаевский не сохранился. На него месте стоит сталинское здание. Фото Евгения Громова (2010 год)


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


3. Первоначальное здание станции. Источник


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


В вагоне немало людей, но не следующем о.п. Секеровщина большая их часть вышла. Похоже, здесь дачи полочан.


4. На о.п. Секеровщина


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


Насыпь на всём протяжении Бологое-Полоцкой была устроена под два пути, но на участке от Бологое до Великих Лук при строительстве дороги был уложен лишь один путь, а часть насыпи под второй путь оставалась резервной. На остальном протяжении линии, от Лук до Полоцка, были уложены два пути. Но сейчас это линия везде однопутная, вероятно, после войны второй путь не был восстановлен.


Через несколько минут «дизель» притормозил на остановочном пункте Поздняково, бывшем разъезде Шалашки. «Вокзал» здесь типовой металлический навес, но сохранилось деревянное здание путевой казармы, построенное одновременно с дорогой. До недавних пор здесь было типовое позднесоветское кирпичное здание вокзала, но потом оно было закрыто, а затем и вовсе вроде бы снесено (не точно).


5.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


6. Типовая казарма на о.п. Поздняково


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


Через пять минут непримечательный о. п. Юровичи, а затем разъезд Полота. Изначально разъезд Полота был станцией и имел типовой деревянный вокзал с башенкой, такой же как в Куженкино возле Бологое. Теперь же здесь отремонтированная, но неинтересная кирпичная коробка.


7. Типичный белорусский пейзаж у о.п Юровичи


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


8. Вокзал разъезда Полота (фото сделано на обратном пути)


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


Если первую половину пути по сторонам дороги виднелись, в основном, поля с перелесками, то после Полоты стальной путь ушёл в лес — началась одна из самых лесных зон Белоруссии. Вагон к этому времени почти опустел.


9.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


В 9.10 поезд прибыл на станцию Дретунь у большой одноимённой деревни и бывшего крупного военного полигона с таким же названием. Эта станция интереснее, чем другие на белорусской части Бологое-Полоцкой линии. Сейчас на станции стоит сталинский послевоенный вокзал, оригинальный деревянный вокзал с башенкой сгорел в войну.


Станцией Дретунь закончилась пешая часть моего однодневного путешествия и потому удалось осмотреть её подробно.


10. Вокзал ст. Дретунь


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


11. Дореволюционный вокзал, пылающий в войну


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


12. Временный вокзал во время немецкой оккупации


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


13. В зале ожидания пассажиров ждут две печки Утермарка и неработающая с конца 2014 года касса. К слову, на линии Полоцк-Алёща вокзальные кассы не работают нигде, билеты приобретаются у разъездных кассиров.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


14. На вокзалах БЧ всё меньше русского языка. Вот и расписание прислали на «мове».


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


15. Общая вид станции в направлении на Полоцк.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


16. Возле вокзала сохранился дореволюционный керосиновый погреб


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


17. А чуть дальше стоит жилой дом железнодорожников, также построенный в начале XX века.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


18.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


19. Станция Дретунь, вид в сторону Бологое. Справа в сторону уходит подъездной путь местного лесхоза.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


20. За путями виднеется ещё один жилой дом или казарма. Но не типового проекта Бологое-Полоцкой ж. д. Возможно, он построен уже в советское время, скорее всего в 1920-30-е годы.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


21. Возле вокзала также небольшой склад послевоенного времени. И круглая дровница топить круглые утермарковские печи на вокзале :)


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


22. Рядом со станцией братская могила воинов ВОВ


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


К концу поездки в вагоне кроме меня оставалось 3 человека. Бабушка и двое, мужчина и женщина, как мне показалось, с зэковскими повадками. Последнее неудивительно, в деревне Малое Ситно, что в 5 километрах от станции Алёща, ранее располагалась, так называемая, «химия» — исправительное учреждение открытого типа, где заключённым разрешалось ходить по деревне, а работали они на лесозаготовках. Возможно, что после ликвидации «химии» часть заключённых осела в этой глухой местности.


Ровно через час, в 9.20 утра, поезд прибыл на конечную остановку  — станцию Алёща. Изначально станции здесь не было, был разъезд или блокпост, а станция появилась уже в советское время, в 1920-30-е годы. Возникновение станции, очевидно, связано с лесозаготовками в местных обширных лесах.


Станция Алёща последняя на Белорусской железной дороге на этой линии. В трёх километрах от неё в сторону Невеля проходит российско-белорусская граница и начинается Октябрьская железная дорога. До сентября 2014 года в Алёщу из Великих Лук и Новосокольников Псковской области ходили пригородные поезда, затем отменённые.


Вышел из своего опустевшего выгона на благоустроенную платформу. В других вагонах людей оказалось немного больше. В основном это грибники и ягодники, которые сразу стали расходиться по тропинкам ко входам в лес.


А леса здесь большие.  На северо-запад от Бологое-Полоцкой линии леса доходят до Латвии (это около 90 км), лишь немного разбавленные деревнями, полями и озёрами, которых в этих краях очень много.  К юго-востоку также десятки километров лесов.


23. Конечная, приехали.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


24. Скромный позднесоветский вокзал ст. Алёща.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


25. Дизель-поезд ДДБ1 под тягой секции тепловоза 2М62У


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


26. Слева от путей пустырь, на котором не так давно находился склад леспромхоза с козловыми кранами. Теперь лес отсюда не вывозят, хотя станция создавалась, скорее всего, именно для этого.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


Алёща находится на 420 километре Бологое-Полоцкой линии. Через три с половиной километра Россия, через 57 — Невель, а до города Бологое целых 420 км.


27. Вид в сторону Невеля и Бологое


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


28. Три километра до России, но туда я не ходил. Заметно, что насыпь под два пути.


Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги


Осмотрев станцию Алёща, я пешком отправился в 20-километровый путь по местным деревням. Об этом расскажу в следующей части.




(Пунктир)

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Помните ли вы Дома Культуры советских времен? В них размещались музыкальные школы, школы народных танцев, различные кружки. Туда радостно было идти, атмосфера царила позитивная. В общем народ там "окультуривался" и я считаю, что это было хорошо. ...
В квизы я играю достаточно давно и знакома со многими игровыми локациями. А тут mosblog пригласил поучаствовать в интеллектуальной барной игре «ПьюQ». в баре "КОНЦЕРТ" (в двух шагах от м.Новокузнецкая). И вот активом офисных сотрудников и примкнувшим к ним мы отправились ...
Очередная подборка наиболее интересных ссылок и материалов которые присылают читатели "Рупора тоталитарной пропаганды". 1. Гениальная ошибка Ленина и правота классиков марксизма. Новая объемная теоретическая статья, где товарищ cttepan анализирует расхождения ленинской ...
Дивногорье - это не только меловые отложения, пещеры. На склонах, лугах представлена богатейшая природа Воронежской области, а это более 700 видов растений Дивногорье является заповедником, поэтому к природе относятся здесь ...
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал акцию протеста валютных заемщиков, которые накануне частично перекрыли Тверскую улицу, сообщает РБК. Представитель главы государства назвал ситуацию с валютными кредитами «одной из тех, с которыми приходится сталкиваться люд ...