"Белка" – уникальная советская малолитражка!
davydov_index — 14.08.2015Вот такую забавную помесь автомобиля и мотоцикла
разработали в СССР в середине 1950-х. Эта была первая попытка
создать «народный» автомобиль.
Знакомьтесь – это НАМИ-050 «Белка» – экспериментальный
малогабаритный автомобиль, который был разработан совместно НАМИ и
ирбитским мотоциклетным заводом.
Сочетание расположенного сзади оппозитного двигателя (на базе мотоциклетного М—72) воздушного охлаждения, вагонной компоновки машины, независимой пружинной подвески колес, шин малого диаметра позволяло при малой длине разместить в кузове четырех человек. Для доступа к переднему сиденью служила откидывающаяся вперед торцовая дверь, а к заднему — боковая дверь с правой стороны. Существовали образцы «Белки» как с закрытым, так и с открытым кузовами.
Идея создания недорогого компактного автомобиля, который можно было
бы производить на Ирбитском мотоциклетном заводе, принадлежала
заместителю главного конструктора этого предприятия Ф. А. Реппиху.
Его поддержало руководство НАМИ, и в 1955-м проектом компактного
автомобиля вагонной компоновки стали заниматься В. А. Арямов, Ю. А.
Долматовский, К. В. Зейванг, К. В. Корзинкин, А. Е. Оксентьевич.
Работами руководил главный конструктор по легковым автомобилям НАМИ
Б. М. Фиттерман.
Первый, созданный всего за полгода прототип, кузов которого делали
в Ирбите, привезли в Москву в середине ноября 1955-го. Машину
назвали «Белка», поскольку Ирбит еще до революции славился пушными
ярмарками. Концепцию автомобиля конструкторы НАМИ определяли
формулой 5×5: 5 мест 500 кг сухой массы, объем двигателя — 0,5 л,
расход топлива — 5 л/100 км, запас хода на баке топлива — 500
км.
«Белку» отличала очень оригинальная конструкция: вагонная
компоновка с посадкой на переднее сиденье через открывающуюся
переднюю стенку (аналогичная конструкция была у немецких
«БМВ-Изетта», БМВ-600 и «Цюндапп-Янус»(Zundapp Janus)), полностью
независимые подвески, разборные колесные диски, тормоза
мотоциклетного типа, но с гидроприводом.
Автомобиль планировали выпускать в Ирбите, о чем неоднократно
сообщали в прессе. Помимо закрытого кузова сделали так называемый
сельскохозяйственный вариант без дверей и с тентом. Два поздних
образца «Белки» имели панели кузова из стеклопластика, работу с
которым в то время осваивали в НАМИ. Машины показывали на самом
высоком правительственном уровне, в начале 1957-го вопрос о ее
производстве рассматривал Совет Министров СССР, но выпуск так и не
начали.
Основной причиной был выбор «проверенной конструкции» — ФИАТ-600,
который лег в основу будущего ЗАЗ-965.
via
Чем-то мне история «Белки» напомнила историю так и не
состоявшегося «ё-мобиля». И кстати, по-моему, они даже чем-то
немного похожи )
А вам как кажется?