«БЕЛЫЙ СНЕГ РОССИИ» (1980) || ШАХМАТЫ В ИСКУССТВЕ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
На этом общем фоне отнюдь не выделялись фильмы о шахматах. Аккурат в 1980 году на большой экран вышла кинолента «Белый снег России» – рассказ о жизни и смерти первого русского чемпиона мира Александра Алехина. Она являлась экранизацией романа знатока творчества четвёртого чемпиона гроссмейстера А.А. Котова «Белые и чёрные». Сценарий, к слову, написал сам Александр Александрович.
Что же получилось в итоге?
Любая рецензия предполагает вскрытие и анализ как положительных, так и отрицательных качеств произведения. С первым у нас – полный затык: из плюсов я сходу могу назвать лишь два. Первый – актёрский состав: он, быть может, и не звёздный, но вполне себе – Александр Михайлов (внезапно, в роли Алехина!), Владимир Самойлов, Александр Голобородько, Борис Галкин и Наталья Гундарева. Второй – это, собственно говоря, то, что фильм, таки, есть: шахматы – не самая популярная тема для синематографа, посему уж лучше так, чем никак.
![«БЕЛЫЙ СНЕГ РОССИИ» (1980) || ШАХМАТЫ В ИСКУССТВЕ «БЕЛЫЙ СНЕГ РОССИИ» (1980) || ШАХМАТЫ В ИСКУССТВЕ](/images/main/beliy-sneg-rossii-1980--shahmati-v-iskusstve-7442bc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/chess_grid/95224924/10203/10203_900.jpg)
Зато с минусами всё в полном ажуре.
Прежде всего, это то, как фильм сработан. Не в смысловом плане, а чисто техническом, так сказать, как его ручками, ручками сделали. Тут всё довольно плохо. Вообще, конечно, снять фильм о жизни героя непросто: хочешь – не хочешь, а на выходе у тебя будет рваное повествование. Ну, просто потому что жизнь длинная, а фильм короткий, и в 70 – 90 – 120 минут экранного времени надо впихнуть побольше всякого разного, да сделать это так, чтобы сюжет не провисал. И здесь в дело вступает мастерство режиссёра, которое позволяет сгладить углы, слепить в гармоничную ткань повествования всё то, что он на пару со сценаристом насобирал. Печально, но в случае с «Белым снегом России» этого не получилось: всё провисает и вообще выглядит аляповато, натужно и неестественно.
И хотя монтаж – это основа киномастерства, проблемы с ним можно было бы простить, если бы на других участках работа спорилась. Но и это, увы, не так. Подкачала, как всегда, идейная составляющая, будь она неладна.
Вообще, должен вам заметить, «Белый снег России» – это жутко современный фильм в том смысле, что в нынешней России он был бы весьма востребован: «Человек – это грязь под ногтями, и всё, чего он достоин, – самозабвенно, до зубовного скрежета и боли в мышцах, любить Родину, сиречь родное государство, и заради неё положить жизнь свою». Вы только что прослушали основную мысль кинокартины: герои фильмы, будь то сам Weltmeister или его друг писатель Куприн постоянно сокрушаются о Родине, о том, как она их обвинила, изгнала и, наконец, ПРОСТИЛА.
Тошно! Тошно, господа и дамы, от такого кино!! Плачущий от радости обретения советского пачпорта Куприн и с завистью в глазах отдающий ему дрожащими руками серпасто-молоткастый аусвайс Алехин – тьфу!!!
Вы скажете, что, де, горька жизнь эмигранта на чужбине – О.К, пускай будет так. Но зачем же лепить из чемпиона карбонария и чуть ли не героя Сопротивления? Покажите его таким, каким он был: сложной личностью, сотканной из противоречий.
А то ведь, что получается – не захотел проводить сеанс одновременной игры с офицерами Вермахта, дабы не видеть их гнусные рожи, и оттого, под предлогом отсутствия очков, провёл сеанс на 32 партии вслепую? Как он им фигу-то в кармане скрутил, а! Однозначно герой!!! Правда, на этом фоне куда-то затерялась обширная статья чемпиона о еврейских и арийских шахматах, и никто теперь не хочет вспоминать, как Александр Александрович ручкался в Варшаве с генерал-губернатором райхсляйтером Хансом Михаэлем Франком. Это же такая мелочь, не правда ли?
Резюмируя всё, о чём я сказал (и чём умолчал) – фильм ужасный. При всём моём неоднозначном отношении к личности Александра Александровича Алехина я должен заметить, что четвёртый чемпион мира по шахматам не достоин такого плевка в свою сторону.
|
</> |