"Белая масаи"

топ 100 блогов beauty_spirit — 31.10.2024
Белая масаи

Всем здравствуйте, если что, я буду снова копипастить сюда некоторые тексты из ФБ, которые мне было бы жаль потерять

Посмотрела разбор Дробышевским фильма «Белая масаи» (2005 г.) на канале Кино-театр. Я это кино не смотрела и не собираюсь, поскольку не настолько интересуюсь историями про слабоумие и отвагу, но читала автобиографический роман Коринны Хофманн, на котором оно основано. Реальная история, если кто не знает, заключается в том, что образованная и обеспеченная гражданка Швейцарии поехала в тур в Кению со своим бойфрендом, там повстречала местного жителя-масаи (Дробышевский говорит, что на самом деле он был из племени самбуру, но я буду называть согласно книге, тем более, что разницы по сути нет), влюбилась по уши с первого взгляда, бросила бойфренда и начала преследовать первого встречного туземца с целью любовных отношений. Масайский воен, конечно, был удивлен (не сказать, что приятно) попытками отношаться со стороны белой туристки и поначалу держал оборону от осаждавшей его буйнопомешанной, но тут в дело вмешалась мама (мамо воена-масаи — главный человек в его жизни), которая одобрила брак, и масаи подчинился. Дальше начинается классическое противостояние культур, непохожих друг на друга, как репа по вкусу не похожа на ананас.

Понимаете, если Коринне нравились чернокожие, то их до фига в Европе, отношайся сколько угодно, если же ей нравились конкретно кенийцы и Кения, то она бы могла бы найти какого-нибудь городского жителя Найроби, но она решила встрять именно в ЭТО. Вот, что мне подсказывает Википедия: «Из-за постоянного показа стереотипного имиджа масаи в глянцевых журналах, фильмах и фотоснимках по всему миру, они стали легко узнаваемыми среди народов мира. Репортажи сделали масаи иконами африканского традиционализма и невольными символами сопротивления ценностям современной культуры». Коринна сразу же выясняет, что масаи — это очень военизированная патриархальная культура, где женщины (за исключением мамы) не первый и даже, скорее всего, не второй сорт, а что-то уровня собаки. Новоиспеченный супруг пляшет ритуальные танцы при отелях для белых туристов, а все остальное время глушит пиво по барам или жует местную наркотическую траву с друзьями, заплевывая остатками травы все кругом. Плюс местные специфические традиции копротивления «современным ценностям», которых там действительно хоть жопой ешь. Швейцарка с мужем даже практически не разговаривает, у них нет никаких общих интересов, никакой почвы для сближения. Но если вы думаете, что у них в постели какие-то бешенные африканские страсти, ради которых можно на остальное закрывать глаза, то нет. В первый раз непонимание между ней и мужем возникает, когда она пытается его поцеловать в губы (женщина до мужчины дотрагиваться не имеет права, как и он до нее, секс — это только, так сказать, по делу: «сунул-вытащил»). Но неуемное воображение западной белой женщины приписывает мужу все мыслимые достоинства, а жизни в кенийских жопенях в доме из говна и палок (нет, ну правда, см.фото - это не кадр из фильма) свой флер очарования и экзотики, поэтому она не унывает, покупает машину, открывает магазин и рожает ребенка. Гордый масайский воен работает в магазине из рук вон плохо, зато берет деньги из кассы и пропивает их в барах. Белую жену он бешено и совершенно иррационально ревнует к каждому столбу, отваживает от нее всех знакомых, устраивает постоянные скандалы, обыски и проверки. Мне запомнилась история, как «икона африканского традиционализма» дал ей пощечину, а она в ответ кинула пачкой сигарет в голову, то есть, подняла руки на воина-мужчину (причем прилюдно) и, если бы не имеющиеся рядом люди, которые его остановили, то он бы ее просто насмерть забил там же на месте. Коринна переносит без лечения малярию, гепатит и тяжелые роды. Она настроена уже не столь позитивно как на первых порах и устала. Когда муж начинает водить к дочери (младенцу) женихов, заговаривает о второй жене для себя и женском обрезании ребенку, «белая масаи» говорит, что соскучилась по дому и хочет съездить в гости, оставляет мужу права на магазин, машину, деньги и все кредитные карты (для гарантии, да) и навсегда сваливает нах из Кении быстрее ветра. Вот настолько все глупо, зато поучительно и на основе реальной дури.

Теперь о том, что говорит Дробышевский по поводу этого всего. А он рассуждает как реформист-эволюционист. Типа благодаря практике обрезания в племенах постоянно умирают дети (особенно девочки, для которых эта процедура является более опасной и калечащей) - ну штошь, нельзя же многовековую традицию в один день ломать, значит надо строить школы, а будет у них школа на школе, то однажды «через три поколения» (когда-нибудь потом!) они осознают, что не надо так делать. Ничего же, что в Кении эта процедура была в один день официально запрещена (другое дело, что центральной власти сложно контролировать то, что происходит в племенах)? Почему бы не хотеть, чтобы дети жили/жили хорошо уже прямо сейчас? Энивей, если не работает система наказаний, то строительство школ (когда-нибудь потом) сработает еще хуже. По Дробышевскому же дело обстоит так, что масаи хотят жить так, как живут европейцы и пользоваться благами цивилизации, а те, которые не хотят, те просто не знают об этих благах (в силу своего слабоумия или необразованности), но как узнают, так точно и захотят. Вот видят африканцы западных туристов с водой, говорит он, но так они же просто не знают, откуда эта вода берется и как скважину пробурить, а если бы им кто-то показал, как это сделать и что вода вообще может течь из крана, то они бы и зажили. Наверное, и с обрезанием и другими сферами это так же должно работать. Но НЕТ! Я не знаю, как это показано в фильме, но по книге точно понятно, что муж этой Коринны прекрасно все знал и про жизнь белых, и про водопровод, и про остальные блага цивилизации. Но Дробышевский просто не врубается в такую простую мысль, что муж Коринны сознательно (подчеркиваю!) выбрал традиции и жизнь масаи. Просто потому, что, плять, ему это реально нравилось. Потому что когда они жили в городе, то он — ноль без палочки, муж своей образованной и предприимчивой белой жены (кстати, по итогам после бегства Коринны Хофман бизнес предсказуемо разорился) со склонностью к алкоголизму и наркомании, а в племени он — настоящий статусный мужЫк, гордый мачо-воин и прямо король Африки. Именно поэтому некоторые люди выбирают традиции, какие блага бы им не несла цивилизация. И не все масаи так, а конкретные и это не является чертой только масаи. Иногда человек совершает такой выбор не ради своей гордости и повышения ЧСВ, как муж героини, а как бы делегировано — за счет принадлежности к какому-то этносу, нации или стране.

Еще интересно, что ведущая спрашивала какой смысл масаи вкладывают в обрезание, может быть, что у мужчин оно ради гигиены, а у женщин в качестве гарантии верности? Дробышевский сказал, что, скорее всего, никакого и если их спросить, то они будут отвечать просто, что предки так делали и нам тоже надо. В каких-то племенах татуировки делают или шрамирования, где-то передние зубы выбивают или стачивают без наркоза, отрезают фалангу пальца, делают себе рану, в которую втирают какое-нибудь говно, чтобы не заживала — вот просто показать, что он мужЫк. Знают ли они, что от некоторых из этих практик можно коней двинуть? Да, знают, но такова традиция. Я недавно видела ролик Антона Лядова про то как в некоторых племенах Эфиопии убивают детей, у которых верхние зубы вырастают раньше нижних, или скажем, незаконнорожденных. Но там один местный житель не стал ждать, когда у них школы везде построятся и люди поумнеют через три поколения, а прямо сразу начал спасать, уже потом нашел западных меценатов и построил для таких детей интернат-убежище.

Так что я согласна с Дробышевским: бессмысленную жесть всегда называют и оправдывают «традицией» (если это не жесть и присутствует какой-то здравый смысл, то традиции ищут другое название и обоснование). Только не ясно почему, он называет это «естественным отбором» — естественный отбор, насколько мне известно, предполагает наследственные изменения и лучшую приспособленность к среде, а умереть в юном возрасте от совершенно ненужной калечащей операции, без которой ты бы может до ста лет мог дожить, как бы не выглядит естественным. Как, кстати, это соотносится с другими широко известными заявлениями Дробышевского о том, что гомосексуальность противоестественна из-за того, что они не оставляют потомства (если чо, могут и оставить — он не знал?)? Типа быть геем противоестественно, потому что они не передают свои гены, а вот когда уже рожденные дети бессмысленно мрут из-за нелепости (они же не передают при этом свои гены), то все паприроде!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот чем мне нравится ЖЖ, так это "радостью человеческого общения". Причём, для этого даже делать ничего особо не надо. Просто напиши какие-нибудь размышления в своём журнале. Сами к тебе придут и всё, что о тебе думают, расскажут. Вот вчера две авторитетные дамы ( одна из них вообще, ...
...
Я думал мои школьные гоповские девяностые прошли и мы, как нас пичкают, живём в самой культурной столице и самом благоприятном городе. Ошибался. Смеркалось. Забрал маму с подругой с юбилея. Ехал домой. На Б.Хмельницкого у Экрана через дорогу ...
Значительная часть креативного сектора Рунета пребывает в истерике из-за последствий обострения отношений России с Украиной в последние три недели. Собственно, все креаклы дружно пребывают в истерике, но если одни истерят по поводу кровавой резни, которую (то ли уже, то ли вот-вот) ...
Беда пришла на Русь, пожары уничтожают всё, лес, жильё, людей, но мало этого, засуха убила весь урожай в большинстве регионов, началась эпидемия чумы среди свиней в соседней Ростовской области. В крае стоит изнуряющая жара, в тени у нас +37, на солнце ...