Белая крепость - дворец Дюльбер

Дворец «Дюльбер» — дворцово-парковый ансамбль в Кореизе, построенный в конце XIX века для великого князя Петра Николаевича

В 1895-1897 годах в крымском поселке Кореиз в имении Петра Николаевича по его эскизам был построен дворец Дюльбер, больше напоминающий замок. Дворец был построен в мавританском стиле, украшен куполами, над входом выгравировано изречение из Корана с пожеланием владельцу благополучия. Окружали имение толстые зубчатые стены. Дворец даже называли «Замком синей Бороды».
Архитектором был снова Н.П. Краснов

Денег у великого князя было мало. Оказывается так бывает. В связи с этим реализовывать свою мечту Петр Николаевич нанял не маститого архитектора из Санкт-Петербурга или, к примеру из Франции, как Александр III в Массандре, а ялтинского городского архитектора Николая Петровича Краснова.
Для Краснова эта «дипломная» работа открыла путь к славе и богатству. Когда все увидели готовый Дюльбер, местные богачи и аристократы стали заказывать ему один за другим проекты вилл вокруг Ялты. Дворцы великих князей - «Чаир», «Харакс» и «Ай-Тодор» построил тоже он. А так же новый Ливадийский дворец для императора Николая II. Должность городского архитектора была хлопотной и не особо денежной. И он взялся за этот проект, сумев уложиться в крайне скудный бюджет.
Дворец построили быстро, всего за два года: работы начались в 1895 году и завершились в 1897-м. (Правда, ещё полтора года ушло на внутреннюю отделку помещений – как-никак, во дворце их было 82.)
Однако к тому моменту, когда Дюльбер был почти готов, его хозяину едва не пришлось проститься со своей белоснежной мечтой. Как ни парадоксально, но у Петра Николаевича были проблемы с финансами. Причём столь серьёзные, что главный управляющий двора великого князя барон Алексей Сталь фон Гольштейн предложил ему продать дворец за 600 тысяч рублей, чтобы расплатиться с долгами.
Однако князь предпочёл продать часть своего имения в Петергофе и, скажем так, сделать более прибыльной работу своего кирпичного завода в Териоках.
Нужную сумму удалось добыть, а прелестный дворец («дюльбер» переводится с крымскотатарского как «красивый, прелестный») остался во владении Петра Николаевича Романова и его семьи.
И через некоторое время стал вторым южнобережным дворцом после Воронцовского, который желали посетить знатные особы.

Во дворце Дюльбер в годы революции, с ноября 1917 года по апрель 1918 года, нашли спасение несколько членов Дома Романовых, оказавшихся в то время в Крыму.

После Февральской революции многие члены Дома Романовых уехали в Крым. Но отсидеться спокойно подальше от столицы им не удалось.
После установления советской власти в Крыму всем им стала угрожать серьезная опасность. И как ни странным это может показаться, за их жизни вступились большевики.

Но все было очень непросто.
В то время власть в Крыму была у двух Советов рабочих, матросских и солдатских депутатов – Ялтинский и Севастопольский.
Ялтинский совет состоял преимущественно из анархистов, который принял решение всех Романовых расстрелять.
Севастопольский совет выполнял распоряжение центральных властей и ждал распоряжение Ленина о судьбе представителей царской семьи.
Когда в Крыму началась гражданская война, да еще появилась угроза вторжения германских войск, Севастопольский совет до получения указания из Петербурга принял решение защитить Романовых, обеспечить им защиту от жаждущих крови ялтинцев.
Руководить этой задачей было поручено бывшему матросу Черноморского флота Филиппу Львовичу Задорожному. Он собрал Романовых в замке Дюльбер и обеспечил его дополнительное укрепление. По периметру стен были размещены прожектора, а между зубцами стен устроены пулеметные гнезда.
В организации обороны активное участие принимали и Романовы, особенно великий князь Александр Михайлович, ведь они были профессиональными военными.
Дворец превратился в настоящую крепость, охраняли которую солдаты Задорожного.

И хотя отряды ялтинских анархистов несколько раз подходили к воротам дворца и требовали выдать им Романовых, на штурм или осаду крепости они так и не решились.
В итоге в Дюльбере нашли спасение пятнадцать Романовых и двое членов их семей. Это были:
Хозяин имения Пётр Николаевич с женой Милицей и двумя детьми;
Старший брат Петра, бывший Верховный Главнокомандующий Николай Николаевич с супругой Станой и двумя ее детьми от первого брака;
Сестра Николая II, великая княгиня Ксения Александровна с мужем Александром Михайловичем, которого называли Сандро и который был ближайшим другом Николая II, и их шестеро сыновей;
Мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.
Дворец выполнил свое предназначение крепости.
Многочисленные налеты вооруженного отребья анархистов, требующих немедленного расстрела Романовых так ни разу и не закончились штурмом.
И была предотвращена бессмысленная расправа над группой великих князей. Задорожный продолжал охранять Романовых до самого их отъезда в эмиграцию.
Дальнейшая судьба матроса достоверно неизвестна. Есть не подтверждённые данные, о том что матрос Задорожный со своими сыновьями погиб в ВОВ, при обороне Крыма от немецко-фашистских войск.

Великий князь Александр Михайлович (Сандро) позже так написал о том периоде:
«Я никогда не думал о том, что прекрасная вилла Петра Николаевича имеет так много преимуществ с чисто военной точки зрения. Когда он начал ее строить, мы подсмеивались над чрезмерной высотой его толстых стен и высказывали предположение, что он, вероятно, собирается начать жизнь «Синей бороды». Но наши насмешки не изменили решения Петра Николаевича. Он говорил, что никогда нельзя знать, что готовит нам отдаленное будущее. Благодаря его предусмотрительности Севастопольский совет располагал в ноябре 1917 года хорошо защищенной крепостью».
Конечно, жизнь за стенами крепости была непростой. Кормили всех скудно, чаще всего был гороховый суп. Как-то забили осла и неделю питались ослятиной. Потом неделю козлятиной.
За пять месяцев члены императорской семьи настолько сжились и даже сдружились с Филиппом Задорожным и его матросами, что, когда Крым заняли немцы, уже Романовым пришлось защищать отряд Задорожного.
Весной 1919 года к Крыму подошли войска Красной Армии, и на британском броненосце «Мальборо» Романовы, в том числе и великий князь Петр Николаевич с семьей, навсегда покинули Россию.

В 1922 в имении был открыт санатории "Красное знамя", в 1938 году был построен второй корпус в том же стиле.
Во время войны Дюльбер сильно пострадал, был восстановлен военнопленными. В настоящее время там находится одноименный санаторий.

Примечательный факт биографии великого князя – его женой была черногорская княжна Милица,

человек, чрезвычайно увлеченный модным в то время спиритизмом. И благодаря этому при дворе появился Григорий Распутин. Который внес свои полновесные пятнадцать копеек в весь тот лютый бардак который творился в империи в означенный период.
И еще благодаря ее *скромному влиянию огромные суммы, уходили из российского бюджета в казну Николая Черногорского.