Беларусь-Киргизия: бить или не бить, вот в чем вопрос...
postalovsky_a — 07.10.2020
— Беларусь
«Бить или не бить, вот в чем вопрос….». В последнее время горячие
головы и эмоциональные комментаторы ситуации, которая сложилась
внутри Беларуси, в качестве примера конфликторазрешения и успешного
достижения протестующими своих целей приводят происходящие сегодня
события в Кыргызстане. Мол, киргизы за пару дней достигли гораздо
больших политических и стратегических результатов нежели белорусы
за два месяца «пустого хождения по улицам». Нужно только
действовать «активнее» и «смелее», а результат уже не заставит себя
долго ждать, ненасильственное сопротивление суть проигрышная
тактика, которая приведет только к «сливу» протеста ввиду
длительности противостояния и отсутствия достигнутых значимых
результатов. «Действуйте, как киргизы и будет вам счастье», -
призывают сторонники «быстрого» разрешения конфликта.
Ранее в своих публикациях уже неоднократно отмечалось, что
белорусская ситуация не вписывается ни в один из реализованных
«кейсов» социально-политических революций и конфликтов на
постсоветском пространстве. В социологических и политологических
концепциях (Ч. Тилли, Д. Голдстоун, Д. Коулмен, Р. Коллинз, Д. Шарп
и др.) модель деперсонализированного масштабного солидарного
протеста с тактикой ненасильственных действий и визуализации
«карнавала» практически никак не описывается. Соответственно,
все то, что сработало в других странах, совсем необязательно, что
должно, согласно «эффекту домино», произойти и здесь. Равно как и
белорусская модель не будет работать в других национальных
условиях. Но раз уж зашел вопрос об киргизском варианте
конфликторазрешения как ориентире, объясним тогда в чем
принципиальные различия и неприменимость революционного сценария в
Беларуси и Кыргызстане.
1. В Кыргызстане исторически и ментально сформировалось
противостояние между условно богатым и промышленным «Севером»
(Бишкек, Талас, Нарын прилегающие агломерации к озеру Иссык-Куль) и
относительно бедным и аграрным «Югом» (Джелал-Абад, Ош) с
густонаселенной Ферганской долиной, значительную часть населения
которой составляют этнические таджики и узбеки. Соответственно,
любой значимый социально-политический конфликт на территории этой
страны, это противостояние «Севера» и «Юга». В результате
фальсификации выборов в Жогорку Кенеш (местный парламент) и
последовавшей за ними «Тюльпановой революции» (2005) «северянина»
А. Акаева сменил «южанин» К. Бакиев. После «Дынной революции»
(2010) «южанина» Бакиева сменил в 2011 году «северянин» А.
Атамбаев. Нынешний Президент С. Жээнбеков является представителем
«Юга» и происходящие события во многом объясняются реваншизмом
«северного» клана. Причем в ряде случаев проигравшие в результате
противостояния президенты либо должны были бежать из страны (А.
Акаев, К. Бакиев) либо садились в тюрьму (А. Атамбаев). В
Беларуси, в свою очередь, отсутствует как географическое, так и
ментальное разделение населения и нынешний конфликт происходит по
линии «ВЛАСТЬ-ОБЩЕСТВО», а не в контексте противоречий регионов. А
Кыргызстан также называют «Среднеазиатской Швейцарией» в
связи с конфедеративной структурой политических родовых
кланов в системе управления.
2. Помимо жесткого регионального разделения правящие элиты
находятся под влиянием различных родовых кланов и кровнородственных
связей, образуя, по сути, полуфеодальную систему управления. В
Беларуси управленческий аппарат является монолитным в контексте
внутриэлитных образований с явным доминированием силового блока или
чиновников, имеющих военное прошлое (воинская служба или профильное
военное образование). Это во многом способствовало устойчивости
бюрократии в период обострения ситуации.
3. В Кыргызстане меняются правящие элиты, но это не как не
влияет на социальную структуру и расстановку приоритетов в
киргизском обществе. Проблема противостояния Север-Юг сохраняется
во всех случаях, равно как и миграция внутренней рабочей силы за
рубеж. Проблема перенаселения Юга, этнические конфликты узбеков,
таджиков и киргизов также остаются неразрешенными. Одним словом,
политики приходят и уход (убегают либо садятся в тюрьму), а
проблемы остаются. В Беларуси происходит прямо противоположный
процесс – социальная революция снизу (перекодировка
ценностно-ментального сознания, усиление солидарности,
горизонтальная социальность и т.д.), то есть сначала меняется само
общество, а затем уже изменившийся социум артикулирует свои
требования к власти (социальные изменения детерминируют
политические, а не наоборот).
4. Основополагающим триггером развития революционной ситуации
в Кыргызстане стали ИМЕННО ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ, а не
президентские, как в Беларуси. Именно попадающие в Жогорку Кенеш
партии являются отражением борьбы полуфеодальных кланов, поэтому
умышленная фальсификация избирательного процесса нарушает баланс
кланового консенсуса. В Беларуси же противоречия изначально
строились по модели «ВЛАСТЬ-ОБЩЕСТВО».
5. Силовые структуры Кыргызстана в ряде случаев встали на
сторону протестующих, что уже имело место и в 2010 и в 2005 году, а
Центризбирком аннулировал результаты выборов. В Беларуси, в свою
очередь, силовики брутально и непропорционально применяют силу. Тут
дело не в «мимимишности» киргизских силовиков, просто все помнят
люстрации правоохранительной системы в 2010 году и, в частности,
избитого министра внутренних дел М. Конгантиева, поэтому местные
правоохранители прекрасно понимают, что их может ожидать возмездие
и ответственность. Да, они пресекают протестную активность, но в
случае явного доминирования протеста легко перейдут на его сторону.
Не забываем также изначально клановую структуру киргизского
общества, в соответствии с которой родоплеменные группировки могут
легко влиять на масштабы применяемого насилия по отношению к
протестующим.
6. Опять же, в Кыргызстане – это уже третья революция в
относительно небольшой временной пятнадцатилетний период и
«Среднеазиатская Швейцария» выходит в лидеры на постсоветском
пространстве по этом упоказателю. У киргизов есть условный победный
опыт в таких процессах и конкретные технологии для достижения
поставленных целей. В Беларуси явления такого масштаба происходят
впервые, и во многом именно сейчас происходит поиск оптимальной
социальности и политического поведения в условиях, когда власть не
желает идти на компромисс. Да и вообще киргизы южный и более
эмоциональный народ в плане поведенческих установок.
7. В противостоянии с центральной властью в Киргизии доказал
свою эффективность силовой метод. В Беларуси определенный перелом
произошел после мирных «женских цепей» солидарности 12 августа,
когда собирательный образ женщины, оставшейся без своей
половины и цветка как призыва к прекращению насилия, а также ярких
внешних тонов как символа НАДЕЖДЫ, сформировали визуальный феномен
солидарности. Прямым эффектом данного образа стала высокая
мобилизация протестной активности, трансформировавшаяся в самый
масштабный митинг в истории Беларуси (16 августа).
8. В Беларуси уже предпринимались попытки организации протеста
по западным политологическим образцам. В 2006 году был
незначительный «палаточный лагерь», заимствованный у кейса
«Оранжевой революции», который не простоял и неделю. В 2010 году
была «Плошча» и попытка блокирования Дома правительства, которую
ОМОН ликвидировал за каких-то там 15 минут. И даже сетевое движение
«Революция через социальную сеть» в 2011 году во многом напоминала
чатики «Арабской весны 2010-2011, которое также не имело никакого
результата. В настоящее время протесты продолжаются вот уже два
месяца. Соответственно, именно этот ненасильственный метод
(«хождение по улицам», уличные флешмобы), включающий в себя как уже
состоявшуюся «революцию в головах» и социальную революцию
«снизу» в целом, доказал свою эффективность. Белорусы выражают свой
протест, используя лучшие качества своего менталитета
(самоорганизованность без лидера, социальное сочувствие,
солидарность и т.д.). А еще белорусы умеют терпеть и ожидать в
лучших традициях своей «партизанщины». Терпели, находясь в составе
других государств, терпели, находясь, в оккупации, терпели
несменяемость власти более четверти века. Помните «бородатый»
анекдот про белоруса и гвоздь с его бессмертным «а можа так i
трэба?»? Теперь «а можа так i трэба?» работает не в сторону
молчаливого согласия и одобрения, а как раз в обратную сторону -
готовности к долгому противостоянию. Здесь не будет работать ни
украинский, ни киргизский, ни грузинский, ни какой-либо иной
сценарий. Здесь четко сформирован собственный путь – белорусский и
готовность пройти его по возможности мирно до самого конца
высказывает значительная масса людей, начиная от студенческих пений
на лестницах университетов и стихийных цепей вдоль дорог,
заканчивая воскресными многотысячными акциями и маршами
пенсионеров.