Беларусь: "слив" протеста или самое интересное только начинается?
postalovsky_a — 06.10.2020
— Беларусь
Теги: Макрон
Тихановская
«Уличные акции сдуваются, марионеточные лидеры прокололись, а
попытка захвата власти лопнула», - убеждает аудиторию телеведущий с
ГосТВ, прокалывая БЧБ-шарики. «В чем вообще смысл этих хождений по
улицам? Так власть не свергают, нужно идти на баррикады!» - говорят
эмоциональные наблюдатели за белорусской ситуацией. «Власть устояла
на месте, а значит и нет результата, поэтому ходить так долго по
улицам просто бессмысленно…» - говорят рациональные наблюдатели за
белорусским протестом. Вступать в дискуссию с оппонентами
относительно «слива» белорусского протестного движения не имеет
смысла, ибо разговоры о его «сливе» продолжаются с самого
начала наступления самих протестов. В связи с чем, представляется
необходимым зафиксировать, чего именно добились протестующие за
почти два месяца протестной активности и к каким результатам
приводит тактика «хождения по улицам в условиях, когда он сам не
уйдет».

1) «СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ», «РЕВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ»,
«ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ». Ценностно-ментальная перекодировка
массового сознания, произошедшая в результате «социальной травмы»
(визуализированный факт брутального применения насилия со стороны
силовиков с последующим неприятием и отторжением в массовом
сознании), преодоления страха перед возможным насилием и
последующими репрессиями, готовности социума отстаивать свой
нравственный и социально-политический выбор (ранее в 2006 и 2010
гг. после разгона «палаточного лагеря» и самой «Плошчы» у Дома
правительства массовый протест на этом, как правило, и
заканчивался), увеличению и расширению «горизонтальных» связей
(сплочение микрорайонов, образование «Площади Перемен» и др.),
структурному оформлению в протестном движении
профессионально-демографических групп («женские цепи», «женские
марши», студенческие пения, обращения преподавателей вузов,
выступления врачей, протест спортсменов, бунт «купаловцев» и др.) а
также всеобщей солидарности в противостоянии, привела в конечном
итоге к социальной революции. Возврата назад уже не будет, общество
поменялось полностью в контексте массового сознания и поведенческих
установок. Как правило, в контексте «классических» революций
сначала происходят структурные изменения, далее следуют
политические (смена власти) и только потом уже происходят
социальные трансформации. В белорусском варианте происходит
обратный процесс – сначала переформатируется социум в плане
ценностей и сознания (ценностно-ментальная перекодировка), а затем
изменившийся социум переходит к переформатированию власти и в этом
огромная заслуга именно массовых ненасильственных маршей.
2) «ВНУТРЕННЯЯ ДЕЛЕГИТИМАЦИЯ». Тот формат в котором была
проведена инаугурация Президента, де-факто закрепил состояние
делегитимации власти. В обществе нет консенсуса, социального
одобрения по линии «власть-социум», налицо правовой дефолт.
Инаугурация в своем содержании призвана юридически оформить
общественный договор в отношении социально-политического выбора
большинства населения. Однако в условиях, когда всевозможные
правовые, социальные и прочие нормы нарушены властью, причем эти же
нормы были ей же и установлены, проведение инаугурации больше
похоже на самозахват статуса, нежели на легитимную процедуру.
Повышенная секретность и внезапность проведения мероприятия
продемонстрировала потенциал протестного движения. Де-факто власть
признала силу протеста и сделала все возможное, чтобы с этой силой
не пересечься в рамках конкретного территориального
пространства.
3) «МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЛЕГИТИМАЦИЯ». Непризнание выборов и
санкции против конкретных чиновников – традиционный набор, который
получает номенклатура после электорального процесса и к которому
она уже привыкла. Встреча бывших кандидатов в Президенты с
европейской политической элитой – тоже ход вроде как не новый.
Однако протестное движение во многом стимулировало появление в
международном контексте важного статусно-символического события,
закрепившего делегитимацию власти уже на внешнем уровне. Встреча Э.
Макрона, Президента Франции – постоянного члена Совбеза ООН с
Тихановской с одной стороны и встреча главы белорусского
государства с … региональными российскими чиновниками. Статусный
контраст и символический диссонанс со сменой ролей. Сразу после
встречи с Тихановской Макрон напрямую с Путиным обсуждал
белорусский вопрос. Обсуждал напрямую без участия в процессе
белорусской стороны, что фактически закрепляет ОТКАЗ в ПРАВЕ НА
МЕЖДУНАРОДНУЮ ЛЕГИТИМНОСТЬ и блокирование возможностей вести
какую-либо самостоятельную игру на внешнеполитическом фронте.
4) «ВЛИЯНИЕ НА ПОЗИЦИЮ ВОСТОЧНОГО СОСЕДА». Протестное движение
так или иначе влияет на позицию Кремля в белорусском вопросе. За
почти двухмесячный срок противостояния российская политика
дрейфовала в следующем направлении: а) Признание выборов и привязка
к себе поближе в условиях международного отторжения; б) Осторожная
риторика о необходимости диалога с оппонентами; в) Дружеские СОВЕТЫ
о проведении конституционной реформы, которые, судя по всему,
трансформируются в ТРЕБОВАНИЯ о ее проведении.
После разговора в Сочи в риторике белорусской стороны слова
«конституционная реформа» почти не употребляются, с российской
стороны (Путин, Лавров, Песков) – наоборот, в информационном
пространстве появляется все больше месседжей именно с таким
содержанием. Вполне возможно, что такая позиция была озвучена и при
личной встрече двух лидеров в Сочи. В качестве возможного давления
и призыва к управляемому транзиту власти со стороны РФ выступает
фактически синхронная по времени встреча Макрона с Тихановской и
последующий диалог французского Президента с российским, что
позволяет считать эту акцию согласованной позицией РФ и Запада по
белорусскому вопросу. И все-таки, желание сохранить статус-кво или
возглавить процесс контролируемого ухода белорусского лидера
под своим руководством? В Кремле привыкли действовать не
стратегически в таких вопросах, формируя долгосрочный проект или
концепцию, а именно тактически, в зависимости от развития ситуации.
Белорусский протест показал свою масштабность, солидарность и
где-то даже по хорошему «упоротость» в готовности защищать свои
цели и идеалы. Здесь нет смысла серьезно разговаривать о «дорожных
картах», «военных базах» и прочих «плюшках» интеграции, поскольку в
случае хаотичного развития ситуации и радикального разрешения
противостояния все договоренности мгновенно обнуляется, да и сами
по себе предложения сложны для исполнения, когда власть не
контролирует общество. К тому же сохраняется возможность «ПОТЕРЯТЬ
БЕЛАРУСЬ» при таком развитии ситуации, а это для Кремля неприемлемо
во всех случаях. Проще говоря, в условиях внутренней и внешней
делегитимации гораздо рациональнее организовать контролируемый
транзит, нежели ждать, испытывая на прочность нервы протестующих,
ведь они и за вилы могут взяться, а это для Москвы непредсказуемый
сценарий с тремя неизвестными. Транзит по-русски – это примерно
временной период в полтора года, который включает в себя принятие
новой Конституции, проведение парламентских выборов с целью
образования 2-3 «рыхлых» партий при общем усилении функций
представительного органа власти и последующие президентские выборы
без действующего политического лидера, зато с одобренной креатурой
Москвы, которая ввиду общего конституционно-правового ослабления
функций Президента будет сохранять рычаги воздействия на новую
власть. Содержание плана поддается корректировке, тон которой
задает динамика протестного потенциала.
Ну, а в заключении хотелось сказать следующее о «сливе»
и эффективности «хождений по улице». Белорусский протест
сложен для осмысления и прогнозирования в связи с фактическим
отсутствием аналогичных кейсов (частично похожие есть, но далеко не
полностью) социально-политического конфликторазрешения. На стороне
протестующих нет таких сплоченных молодежных организаций, которые
могли бы стать «ядром процесса» («Отпор» в Сербии-2000, «Пора» в
Украине-2004), политических радикалов с полувоенной организацией,
которые могли бы «подтолкнуть» развитие процесса («Правый сектор»,
«Спильна справа», «Тризуб» - Украина 2014), организованных
политических партий и структурной оппозиции, которая представлена в
парламенте (Грузия-2003, Украина 2004, 2013-2014, Молдова-2009 и
др.), действующий политический лидер не поддается рациональным и
логичным аргументам с внешней стороны об уходе в связи с
электоральным поражением (диалог Э. Шеварднадзе и И. Иванова в
2003). Белорусские протестующие, фактически представлены сами себе,
при этом они решают самую сложную задачу, которую ранее не знала
история конфликторазрешения на постсоветском пространстве, а
именно - провести новые выборы без действующего Президента,
при этом не «разозлить» своего восточного соседа с «зелеными
человечками», обойтись без крови и внутреннего социального раскола
по украинскому сценарию. Задача архисложная, но уже в двухмесячный
период именно тактика ненасильственного «хождения по улицам»
(наглядная демонстрация протестной активности, визуальный эффект
солидарности и сплочения, девальвация права на брутальное
применение силы, массовость действия, фактическое высмеивание
действительности, всеобщность политического флешмоба и
содержательное разнообразие «карнавала») привели к тем четырем
результатам, которые были описаны выше.
Вчерашний воскресный марш являлся весьма показательным в
контексте измерения эффективности и прогнозов «слива» протестов.
Десятки тысяч людей вышли на улицы, даже несмотря на массовую
бомбардировку от МВД СМС-сообщениями номеров личных телефонов о
недопустимости участия в акциях. Одно дело, когда тебя
«предупреждают в СМИ» о чем-то «нехорошем», другое дело, когда
угрожающего содержания материал приходит тебе лично. И каков эффект
от всей этой смс-атаки? Ответ Вы могли получить на улицах Минска и
других городов, жители которых вот уже два месяца «сливаются» и
просто гуляют на свежем воздухе.