Бег-Емот и Левий-Афан (Гений и злодеи)

топ 100 блогов qebedo02.10.2025 «Був Гаков — нэма Гакова!» — такими словами Михаил Булгаков примерно за год до смерти подвел итог своей творческой и человеческой жизни. (Именно что по-украински: каламбура ради, или с глубоким смыслом — живите с этим, господа выши- и просто ватники.) И хотя были в ХХ веке в России писатели с более страшной судьбой — убитые, замученные, сломанные физически, умершие самым мучительным образом — не было, наверное, никого с более трагической творческой биографией.

Ведь из всего того, чем мы сегодня восхищаемся и что перечитываем — «Собачье сердце», «Бег», «Театральный роман», «Александр Пушкин», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита» и пр. — напечатаны «на его глазах» были только «Роковые яйца», «Дьяволиада» и две трети «Белой гвардии», а поставлены всего три пьесы («Дни Турбиных», «Багровый остров» и сомнительная, як по мене, «Зойкина квартира», зарубанная недопостановка «Кабалы святош» не в счет). Для писателя и драматурга, которого еще при жизни (с ненавистью, сквозь зубы, мучительно принимая неизбежное) признавали «великим русским классиком», как-то бессовестно мало… Да и чем заплатил человек и автор Булгаков за свои «жидкие» официальные успехи и большое, но неофициальное признание «живым гением»? Бесконечными травлями (затухала одна — поднималась другая, и так до конца), запрещениями, обливанием грязью, шельмованием, которые и свели его в могилу в возрасте «всего-то» 49 лет.

При этом, в отличие от почти всех своих современников-собратьев по творческому цеху, «великих» и ничтожных, Булгаков умудрился занять уникальную позицию «не нашим и не вашим». Он не эмигрировал — не его вина, не успел, свалился в 1920 году с тифом, а потом границу закрыли, но «как получилось, так и получилось», но и не ушел в «тотальное отрицание», написуя «в стол для вечности», а взыскуя признания и успеха в советской России. Однако, несмотря на удары, трудности и открытым текстом ему высказываемое требование, на колени не встал и не согнулся, превратившись в «красного писателя» и «сочиняя про завод и колхоз», как многие из тех, кому это в итоге не сильно и помогло. (Да, сделал «Батум» про «юность вождя», но и его не поставили, да и написан он был человеком, кому оставалось жить всего год, сломанным и уже ни во что не верившим, а просто сдавшимся на уговоры родных и друзей, не питая, в общем-то, никаких иллюзий. В том, что «и это не помогло», снова уникальность его судьбы — ни «красного графа Толстого», ни «советского чиновника Горького» из него так и не получилось.)

Отдельная песня — «почему его всё-так не расстреляли, открытого антисоветчика», который даже на допросе в НКВД признал, что симпатии его всегда были на стороне «белых»? Ну да, «Дни Турбиных» нравились Сталину — вот только спасало это в основном саму пьесу. А автора ее, быть может, от ареста и казни — но никак не от травли критиков и бесконечных запрещений ставить и публиковать все его прочие произведения. Да, Булгакова не убили в 1937 или 1938 году — он умер в 1940-м после долгой мучительной агонии (длившейся почти полгода), вызванной именно критикой и травлей (других версий не выдвигал никто из знавших писателя и очень хорошо, и весьма шапочно), так что, в общем-то, мало от чего «увернулся и спасся». Трудно отделаться от чувства, что автора кто-то сознательно «разогревал до кипения, а потом ставил в холодильник»: и в творческом плане на одно разрешение следовал десяток запрещений, и в материальном — имелось «какое-то жилье» (именно что «жить, но не сильно радоваться»), какие-то доходы (не позволявшие особо ничего, кроме сносно питаться и устраивать вечеринки для друзей), какой-то круг общения (постоянно наполненный стукачами, выдававшими себя за друзей, и «бображевателями», вредившими хуже стукачей — «пишите, пишите, после смерти всё обязательно издадут!»). Художник должен быть голодным (тм), притом что именно Булгаков постоянно стремился к житейскому комфорту и достатку.

В общем, про всё про это и написана в серии «ЖЗЛ» книга Алексея Варламова с традиционным для оной же серии названием «Михаил Булгаков». Очень толстая, а потому очень подробная, наполненная многочисленными цитатами и старанием указать все возможные версии и детали жизни и деятельности героя. Однако лично мне читать ее было тяжело, я много раз прерывался и откладывал ея на месяцы — не потому, что плохо написано, а чисто эмоционально становилось невыносимо читать о какой-то бесконечной трагедии человека, убитого завистью, пошлостью и идеологическим фанатизмом. (Притом что я никогда не тургеневская барышня и далеко и давно уже не юный гимназист — но вот именно о Булгакове отчего-то не могу, жалко до слез.) Но всё, что имеет начало — поимеет и свой конец, биографию «овер 700 страниц» я таки дочитал.

Претензий к автору не так уж и много, в основном по мелочам. Главная: ну мешает тебе православие головного мозга нормально относиться к «Мастеру и Маргарите» и атеизму его автора — ну и не пиши ты об этом всякой галиматьи (автор не верит в мировое бобро и Хрестоса, воспевая «аццкова сотону», потому что вокруг него победило мировое козло…) и не пересказывай всякий пурген от «православных культуролУХов» о нем под видом полемики с ними… Впрочем, поскольку Хрестос особо более нигде в творчестве Булгакова не возникает, перемыкает жизнеописуна только лишь именно на этом произведении.

Ну вот как-то такЪ.

Бег-Емот и Левий-Афан (Гений и злодеи)

t.me/Tercios_catrenos

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Судья Краснопресненского суда гражданка Зубова дала А.Навальному 15 суток за то, что он кому-то в метро дал листовку с призывом прийти на несогласованную акцию. Какие же они все-таки ссыкуны. ...
«Помнишь, брат, как давили эльфийскую мразь? Как бежали на запад их злобные орды? Мы полками месили гондорскую грязь, Чтобы ярче сиял белокаменный Мордор» Эпическая битва ...
   Увлекли меня бусины со штампами. И не только бусины.   Несколько комплектов:         ...
В Мануру есть три типа охоты: на дикую цесарку (пешая с собаками), на водоплавающую дичь на лодке, и на утку, которая ночует в рисовых полях. В прошедшие выходные я умудрился пострелять везде, ниже репортажик об одном охотничьем дне. 2. Познакомился с французом, который ...
Вот и начался новый рабочий год. Птички все наши на месте. Всех накормили. Дятел тоже тут как тут, уже знает расписание кормления. ...