Беда писателей, или Продолжение разговора на тему «Нужна ли литературная критика?»
belletrist_ru — 27.05.2012Я иной раз уже и не рад, что помещаю тот или иной раздражающий (я же вижу, не слепой) пост. И вот вместо того, чтобы спокойно переносить правку в рукопись сказок, я, подталкиваемый с разных сторон, втягиваюсь продолжать уже два дня идущий разговор на тему, для меня больную (потому как завязал с этим делом и не занимался критикой полтора десятка лет, хотя в последнее время и написал несколько статей. Зачем написал? Сам не знаю. Наверное, сдуру), а для многих инопланетную, потому что даже в советские времена о приличной беллетристике писать было не принято. А сейчас и подавно. Большая часть, даже хороших нынешних авторов, росли и выросли без критики. И как в таких случаях говорят, что выросло, то выросло. Это не вина их, это беда их. Искренне говорю — б е д а!
Но так как писатели критики не знали, она им и кажется ненужной. Я это не сегодня узнал. О том, что критики сегодня «никому не нужны», мне известно как никому другому. На эту тему я написал цикл эссе-воспоминаний, часть текста которого была опубликована и вызвала очень даже приличный шум среди тех, кого я «затронул».
Я, действительно, вчера пообещал чуть позже разместить пост на тему «кто такой критик, и с чем его едят». Постараюсь выполнить, но сидеть всё время в ЖЖ я не могу. Поэтому поступлю так. Сегодня предложу вашему вниманию отрывок из своего романа-эссе «Париж… Москва…» (это финальный отрывок из воспоминаний-размышлений «Трое из сумы, или Осколки критического зеркала», которые стали частью романа. Речь в них идёт о моём поколении критиков, из которого осталось… по пальцам пересчитать можно).
Грустно, что мы дошли до жизни такой, когда стало возможным:
— говоря, что критика «исчезла», заявлять, мол, она никому не нужна, ни читателю («читатели сами в состоянии дать оценку произведению»), ни тем более писателю, потому как «времена Белинского кончились»;
— основываясь на знаниях, взятых напрокат на Озоне и почерпнутых из Википедии, с серьёзным видом делать агрессивно-нигилистские выводы: «По сути литературная критика — тоже отзыв, только профессиональный и более развёрнутый»;
— ничтоже сумняшеся, отправлять литературную критику в «резервацию», мол, «критика хороша по требованию» (если понадобится, то, как официанта, позовём) и «нынче интеллигенция сама шибко умная, поучений слушать не хочет» (впрочем, уровень этой «интеллигенции» даже из приведённых цитат прекрасно виден).
Но повторю: что выросло, то выросло. Это не вина их, это беда их. Именно из сочувствия к ним я и предлагаю здесь некую «картинку» с натуры.
Продолжение поста по техническим причинам можно читать в моём блоге (см. клочок 96 http://razbol.livejournal.com/27671.html и клочок 95 http://razbol.livejournal.com/27493.html