Беда и печаль одновременно...

Процитировав дальше несколько выбранных мест из Солоневича, я более чем ясно намекнул (толстый такой намек на тонкие такие обстоятельства), что может получиться, если мы при описании деяний той или иной исторической личности будем опираться не на факты, а на их более чем пристрастные интерпретации, выстраивать на этом шатком и ползучем фундаменте ветряные мельницы, а потом с копьем наперевес бросаться на них в атаку. И ведь что любопытно - уважаемый мною

Безусловно, Иван Грозный далеко не ангел и не святой (каким его с упорством, достойным лучшего применения пытаются сделать некоторые фрики от православия), но, черт возьми, я же не случайно привел пример с Солоневичем - что можно сделать, если взять соответствующую выборку фактов, расставить их в нужном порядке, чуть-чуть пересолить и переперчить (но не слишком) - и оп-ля, готово остренькое, пикантное блюдо с "клубничкой", герой превращается в антигероя, в свою полную противоположность. И пошла писать губерния! Но факты, факты, как быть с фактами, которые противоречат "клубничке"? Ей-Богу, прав был покойный Ю.Г. Алексеев, когда говорил (если верить Зимину)о вреде чтения чужих книг! Вот уж действительно - "мертвые тянут живых"... "В наше время никому верить нельзя..." (с)

P.S. Как бы то ни было, но царство осталось, Казань и Астрахань - наш, да и Сибирь тоже наш, Крым после Молодей так и не оправился, Великое княжество Литовское захирело и было поглощено Польшей, Судебник остался, равно как и книгопечатание, приказы будут эффективно работать до самых петровских реформ (и еще неясно, что лучше - приказы или коллегии), и, самое главное (на мой взгляд) - конституированное и легитимизированное свыше земское самоуправление (то самое, которое по факту было ликвидировано Петром - поскольку, по его словам, «…и с крестьян выборным при судах и у дел не быть для того, что всякие наряды и посылки бывают по указом из городов, а не от церквей, к тому ж и в уездех ис крестьянства умных людей нет». Для Ивана умные были, а для Петра таких не нашлось, увы) набралось опыта и, в тяжкую годину, когда венец Мономахов стал игрушкой в руках придворных интриганов, самозванцев и чужестранцев, взяло на себя функции управления страной и спасло Россию. Но за все это, конечно, Иван недостоин ни памятника, ни даже простой благодарности потомков. А написать можно все, что угодно - бумага она такая, все стерпит - на то она и бумага.
|
</> |