Базилика Сан-Витале в Равенне - жемчужина византийской архитектуры в Италии
think_head — 06.01.2022 Немногие знают, что Рим на закате Римской Империи перестал быть центром страны. В V веке западной частью империи управляли варвары, один из них, вождь остготов Теодорих, перенес столицу севернее в город Равенну. Здесь же, в середине VI века появился храм, ставший одним из первых в королевстве, самым большим и важным и при этом это шедевр мировой архитектуры, дошедший до наших дней.Храмы, постройки первой половины VI века и раньше, нам практически неизвестны. Большинство из них были разрушены и перестроены, а базилика Сан-Витале простояла уже почти 1.5 тысячи лет. А началось все в 527 году, когда вернувшийся из поездки в Византию местный епископ Экклезий заложил в Равенне новый храм, посвященный мученику Виталию Миланскому. Деньги на строительство дал византийский ростовщик Юлиан Аргентарий. К 548 году все работы были завершены.
Схема здания
Храм построен по образцу византийского мартирия и украшен лучшими византийскими мозаиками. И это не случайно, дело в том, что в период строительства базилики территорию Италии временно подчинил себе византийский император Юстиниан. В столице Равенне были построены сразу несколько византийских церквей и других религиозных объектов, которых больше не найти во всей Италии. А на одной из мозаик Сан-Витале изображен и он сам, а также его царица Феодора
Главный портал
Уже в Средние века с юго-востока к церкви были пристроены две колокольни
Колокольня базилики
Заходя внутрь храма, мы попадаем в центр ротонды
Изначально стены и колонны ротонды не были никак украшены (не считая капителий)
И только в 1780 году пустые стены этой части храма украсили в стиле барокко
Пустым до XVIII века был и 15 метровый купол ротонды
Купол ротонды
Но самое ценное и интересное в храме - это алтарная апсида, она-то и содержит тот самый образец византийского изобразительного искусства
В конке (своде) апсиды восседает на небесной сфере Иисус Христос в виде юноши. В левой руке у него свиток за 7-ю печатями, в правой - мученический венец. Из-под Христа вытекают четыре реки Эдема. По обе стороны от него стоят ангелы, которые подводят к нему Святого Виталия - покровителя храма и епископа Екклезия с макетом построенного им храма Сан-Витале. В верхней части, так называемой "Триумфальной арке" видны семь пар рогов, символизирующих изобилие, а чуть выше два парящих ангела несут медальон с крестом, по бокам от них изображены Иерусалим и Вифлеем. В нижней части апсиды по обе стороны видны мозаики, изображающие императорскую семью. Справа император Юстиниан I со свитой, а справа императрица Феодора. Обе делегация подносят храму символические дары - литургические сосуды- потир и патена. Вместе с императором историки обнаружили возможные фигуры полководца Велисария (его жена и дочь сопровождают процессию царицы) и того самого ростовщика-банкира, который пожертвовал деньги на строительство храма
Христоматийный образ Юстиниана
Оба изображения имеют портретные сходства, а значит, доносят до нас настоящий облик императора и его супруги
Императрица, подол ее платья украшен сценой поклонения волхвов
Синтрон в алтаре храма
Стены апсиды украшены не менее богато. С левой стороны изображены сцены из жизни Авраама, в том числе "Жертвоприношение Авраама". На главном изображение слева три гостя сидят за столом, а Авраам несёт им телятину, за этим наблюдает его жена Сара. Справа Авраам заносит меч над своим сыном Исааком, но божественное вмешательство останавливает убийство. По бокам от главных сцен пророк Иеремия и Моисей со скрижалями Завета
С другой стороны изображено жертвоприношение Авеля и Мельхиседека. По бокам жизнеописания Моисея и изображение пророка Исаии
В арке над входом изображены 15 медальонов, в центре Христос, а по бокам от него 12 апостолов и святые Гервасий и Протасий - сыновья мученика Виталия.
В центре сводов апсиды медальон с изображением божественного агнца, поддерживаемого четырьмя ангелами. Вокруг них изображен рай.
Своды апсиды
Пол базилики также мозаичный
Внутри храма также установлено несколько саркофагов, относящихся ко времени постройки храма
Территория вокруг базилики также достаточно интересна, так как сюда вынесены некоторые предметы из расположенного рядом Национального музея Равенны
Но главное, что нас интересует во дворе базилики Сан-Витале и без чего мой рассказ о храме не был бы полным - это Мавзолей Галлы Плацидии. Эта постройка старше церкви на 100 лет и именно здесь находятся самые старые мозаики Равенны.
Мавзолей
Вероятнее всего, это здание, построенное в форме креста, было молельней(капеллой) Галлы Плацидии, дочери Феодосия Великого и правительницы Западной Римской империи.
Внутри есть три саркофага, приписываемые самой Галле, ее сыну Валентиниану и ее второму мужу Констанцию III. Однако подтверждений тому, что сама Галла Плацидия была здесь похоронена - нет. Возможно, и сами саркофаги появились здесь позже.
Справа установлен саркофаг VI века с изображение Христа в виде агнца. По бокам изображение креста с раковиной - символ загробной жизни. Внутри были обнаружены два скелета - мужской и женский
Возможный саркофаг самой Галлы не содержит никакой христианской символики, что говорит о том, что это более ранний языческий саркофаг. В нем находилось тело, зафиксированное сидящим на кипарисовом троне. В XVI веке местная детвора случайно его сожгла.
Саркофаг Констанция с изображение агнца Христа и двух агнцев апостолов. Датируется V веком, внутри найдены два черепа.
Своды мавзолея также очень богато и искусно украшены. Небольшие окна-бойницы закрыты алебастровыми ставнями - подарок итальянского короля Виктора Эммануила III в 1908 году. Однако сами мозаики уже не византийские, а более ранние
Великомученик Лаврентий, которому, очевидно, и посвящена капелла, идет на смерть к решетке, на которой он будет зажарен. Над ним изображен райский сад
В верхних люнетах в белых сенаторских тогах изображены апостолы. Считается, что из-за того, что в мавзолее 4 стороны и каждая разделена окном, то изображение всех 12 апостолов нарушило бы симметрию, а поэтому мастер изобразил только 8 апостолов, среди которых точно есть апостолы Петр и Павел, а остальные лишены индивидуальности
Апостол Павел и Петр
Чаша с водой из которой пьют голуби - это символическое изображение души человека, которая пьет из источника жизни
Крест в ночном небе, а по углам символы четырех евангелистов
Мозаика - Христос-Добрый пастырь. Считается заупокойной, что лишний раз наводит на мысль о том, что капелла действительно могла быть мавзолеем
Последние два изображения в мавзолее - это олени, пьющие из источника - символическое изображение христиан
Западное изображение
Восточное изображение
Вид на рядом стоящую базилику Сан-Витале. Время года - январь
|
</> |