Бауманка уже готовит студентов по "сколковской" программе


Каковы планы МГТУ по сотрудничеству с Фондом 'Сколково' с точки зрения предоставления исследовательской инфраструктуры? Что здесь может предложить Университет?
Я бы немного иначе ставил вопрос. Дело в том, что МГТУ является одним из шести учредителей Фонда 'Сколково'. Но на сегодня юридический адрес Фонда и юридический адрес МГТУ - 2-я Бауманская, дом 5. Это означает, что до тех пор, пока Сколково не заживет уже своими стенами, трубами, корпусами, лабораториями, троллейбусами и вертолетами, все конференции, конкурсы, отборы, семинары и так далее, и так далее будут проходить на нашей базе. Поэтому данное сотрудничество мы будем обеспечивать всеми нашими возможностями. Другой вопрос, что много мероприятий по проекту Сколково проводится в государственном масштабе. Для их организации привлекаются другие престижные площадки. Но это уже очень знаковые мероприятия, а вся реальная рабочая деятельность будет протекать пока на нашей территории.
А с Массачусетским технологическим институтом какое сотрудничество планируется?
Здесь ситуация следующая: нам поручено в содружестве с Массачусетским технологическим институтом подготовить концепцию и создать новый технологический университет. Сейчас и администрация фонда, (его руководящий состав), и мы в тесном контакте пытаемся разработать такую концепцию. Предполагается, что это будет университет совершенно нового типа, какого нет ни у нас, ни за границей. Но некоторый опыт похожих учебных программ есть у наших коллег в Массачусетсе. Они очень хорошо умеют организовывать индивидуальную подготовку специалистов. В MIT это заложено как принцип. Буквально в первые дни после поступления студенты распределяются по лабораториям. Даже деньги на свое обучение зарабатывают в этих лабораториях. Это очень важно - студент не получает какую-то стипендию, с неба упавшую, а зарабатывает эти деньги своим трудом. Причем понимает, что интеллектуальным трудом деньги можно заработать немалые. Он не моет посуду, не убирает дворы, а участвует в научных исследованиях. Это главный принцип, и мы его хотим заложить в основу создаваемого университета. В новом университете будет порядка тысячи слушателей - это магистры, аспиранты, соискатели степени PhD , и 200 преподавателей. Понятно, что 200 преподавателей даже по пяти приоритетным направлениям развития науки, которые обозначил Президент, не смогут все охватить. Они будут наставниками, учителями, которые проведут ребят по жизни и подберут им специальную, индивидуальную программу развития. То есть студенты смогут послушать курс лекций по оптике в Массачусетсе, по математике - в Московском государственном университете, строительную механику или физику твердого тела - в МГТУ имени Баумана и так далее. В итоге они получат тот комплекс знаний, который поможет им быть, с одной стороны, широкими специалистами, а с другой стороны, точно подготовленными для решения главной задачи сегодняшнего дня. Это очень важно.
Значит ли это, что вся программа и все учебные планы МГТУ тоже будут пересмотрены с учетом новых требований?
Тут другая ситуация. Во-первых, мы принимаем каждый год около 3 тысяч 200 студентов, а всего у нас учится 18 с лишним тысяч студентов. Новый университет будет насчитывать только тысячу студентов и далеко не все они будут выпускниками МГТУ. Хотя мы с этого года начинаем обучать 30 магистров по принципам и подходам 'Сколково', чтобы уже сейчас попробовать, что у нас получается, где мы ошибаемся, где и что нужно по-другому выстроить и в организационном плане, и в плане научного руководства. С другой стороны, само участие в сколковском проекте, в исследованиях, в научных разработках, в поиске, подготовка ребят в новом Технологическом университете, безусловно, наложит свои коррективы на наши принципы ведения учебного процесса. Эти новые принципы мы пытаемся закладывать уже сейчас. Но вы же понимаете, что одно дело - подготовить тысячу специалистов, а это очень затратный процесс, и другое дело - 18 тысяч специалистов. Абсолютно одинаково сделать это невозможно. Новый Технологический университет - это будет флагман. Мы будем всем российским образованием тянуться за ним, чтобы принципы, которые мы в Сколково закладываем, активно и широко использовались в нашем высшем профессиональном образовании.
Какие критерии вы использовали, отбирая тридцать выпускников, которые с этого года начали обучение по специальной магистерской программе?
Во-первых, это приоритетные направления, которые обозначены для Сколково. То есть круг интересов ребят должен лежать в этих областях. Второе: мы смотрим на креативные способности студентов. То есть они должны проявить себя как исследователи, они должны быть хорошо подготовлены, не обязательно отличниками, но хорошо обучаемыми. И третье: у них должна быть предпринимательская жилка. Потому что главная задача Сколково - это научиться коммерциализировать результаты интеллектуального труда. Этого мы, к сожалению, пока хорошо делать не умеем.
Собираетесь ли вы в МГТУ еще более активно развивать направления коммерциализации научных достижений?
Конечно. Во-первых, у нас уже сегодня есть факультет 'Инженерный бизнес и менеджмент'. Причем ориентируем мы его на высокие технологии, потому что готовим специалистов для таких наукоемких областей, как космическая техника, оборонка, атомная энергетика, нанотехнологии, новые материалы и т.д. Во-вторых, у нас действует молодежный Центр инноваций, куда наши студенты приходят со своими предложениями инновационных разработок. На основе конкурсного отбора лучшие из проектов получают методическую, юридическую поддержку со стороны МГТУ. Ребятам предоставляется база в виде площади и оборудования для доведения своего проекта до стадии рыночной реализации. Наконец, наша программа развития МГТУ как национального исследовательского университета техники и технологий просто обязывает нас двигаться в сторону дальнейшей коммерциализации научных разработок и исследований.
http://www.kreml.org/interview/255740877