Батюшка и плот

Рано утром мы подошли к берегу реки Желча, как и договаривались с настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Он должен был переправить нас на другой берег реки. К храму. На маленьком плоту.
Мы вышли на берег. Он был пуст. Утро было ранее.
Спала Желча, спали лодки, уткнув нос в берег, спала деревня Озера.
Спал весь Гдовский район!
Вероятно, спал и храм Покрова, в который мы, собственно, стремились.
Маленький плот тоже спал, притулившись к другому берегу. Поближе к церкви.

Весь мир спал и только мы, группа паломников из Соснового Бора, топтались на утренней траве, всматриваясь в густой лес и не понимая, что делать.
Потому что батюшки не было, плота не было и самое страшное – не было мобильной связи. Вообще никакой! Наши телефоны лежали в карманах и сумках совершенно бесполезными предметами.
Но, паломники – люди бодрые и находчивые. Мы решили позвать священника. Голосом позвать, раз телефон не работает. А что? Если он нас ждёт, как договаривались, значит, услышит и поймёт, что мы пришли.
Паломники набрали полные легкие воздуха и над спящей Желчей, Озерами и древним лесом разнесся могучий зов:
- Батюшка-а-а-а-а-а-а-а-а!
Мир продолжал пребывать в безмолвии. Мы покричали ещё. Я подумала, что сейчас из домов выбегут сонные деревенские жители и нас поколотят. Но деревня молчала. Может, привыкла? Может быть, такое бывает часто?
После третьего призыва с противоположного берега раздалось долгожданное:
- Да слышу я, слышу.
В густой зелени деревьев мелькнула тень и на берег стремительно вышел седовласый священник.
Нашей радости не было предела!
Батюшка крикнул, что сейчас он отцепит паром и приплывёт к нам. И действительно. Паром батюшка отцепил и поплыл к нам, перебирая руками толстый железный трос, поднятый из глубин вод речных.

Когда я увидела этот паром, удивительным образом похожий на маленький плот, мне стало… некомфортно как-то стало…
Плот был совсем маленький, перекошенный, передвигался исключительно усилием рук перевозчика, которым был в данный момент батюшка, и плыл по реке хоть и не с быстрым, но всё же течением.
А я не умею плавать и боюсь воды. И вообще, я старый человек, не привыкший переплывать реку на кривых плотах!!!
Не в силах скрыть страх, я принялась бубнеть себе под нос. Что-то недовольное. Я понимала, что выбор-то у меня есть всегда. Я могу не отправляться на маленьком плоту в неизвестность, а вернуться назад в автобус, который ждал нас в 30 минутах ходьбы через потрясающе красивый сосновый бор!

Да, дорога к храму, наверное, не должна быть лёгкой, и человек, желая посетить святые места, должен проверить себя и свою решимость в преодолении преград. Да. Но…
Как-то всё это уж очень … экзотично, подумала я. Существует же в век цифровизации, квантовых компьютеров и искусственного интеллекта какой-то … другой вид водного транспорта. Какие-нибудь автоматические электрические паромы, например…
А потом я решила подзаткнуться и делать то, что велят люди и сердце. А сердце моё, конечно, очень хотело побывать в заповедном месте. Там, где почти 600 лет назад в дремучем Сороковом бору жил Преподобный Иларион Гдовский.
Поэтому я собрала всё своё мужество в щепотку, именно столько у меня его было, и храбро двинулась в путь на маленьком плоту.
На маленьком плоту шесть человек сидели и два человека стояли. Один выполнял роль движущей силы, другой противовеса. Плотик был сильно кривоватый.
Батюшка, показав нехитрый процесс движения и благословив, ждал всех на берегу, а плотом управлял муж моей подруги, ловко сменивший профессию инженера на перевозчика.

Здесь необходимо рассказать о настоятеле храма протоиерее Евгении Михайлове. Отец Евгений 32 года служит в храме, далёком от мирской суеты. Вдвоем с матушкой, своей женой. Они приехали в Гдовский район из Ленинграда. Приехали восстанавливать храм после долгих лет запустения.
Говорят, что батюшка очень суровый человек. Ну да, производит такое впечатление. Но, и это бывает часто, за внешней суровостью скрывается душа настоящего пастыря – сочувствующая, сострадательная, беззаветно преданная Богу.
Истинный воин Христов – так я называю таких батюшек. И не потому, что они освящают оружие и благословляют солдат, идущих на смерть и несущих смерть. Нет. Воин Христов – это защитник любви. Ибо Бог – есть любовь.
Ну а суровый вид… так, а иначе нельзя. Отец Евгений служит не в столичном храме, полном великолепия, восторженных тётенек и щедрых благотворителей. Он этот храм после многих лет забвения восстанавливал, жизнью наполнял, новую часовню строил. Отец Евгений – созидатель, строитель. И душ человеческих и строений земных.

- Здесь времени нет, - сразу же сообщил нам отец Евгений, когда мы собрались, окружив его у ворот храма. – Здесь времени нет. Поэтому не торопитесь, не спешите. Помните, что вы находитесь в очень необычном месте, на святой земле…
И это оказалось правдой! Время словно растворилось, исчезло в огромных вековых деревьях, покрытых лишайниками, в густой траве, невозмутимой воде.
Я пыталась представить, как здесь, в глуши дремучего леса шестьсот лет назад жил в скиту Иларион Гдовский, Божий человек.

В XV–XVI веках в разных уголках Псковщины селились пустынножители, ищущие безмолвия и уединения. Они уходили от людей в глухие леса и там, среди болот и мхов, посвящали свою жизнь Богу. Не зря Псковскую область, полную древних скитов и монастырей, православные люди называют Палестиной.
Удивительная жизнь отшельника, непонятная. Странная…
Мне всегда казалось загадочным желание человека сбежать от людей, выживать в одиночестве, испытывая трудности и лишения.
Господь подарил нам такой прекрасный мир! И, главное, он подарил нам дружбу, любовь – чувства полные неизъяснимого счастья и радости ощущения рядом другого человека… Так зачем же от них добровольно отказываться? Так иногда думаю я, но долго развивать эту тему не люблю. Пустынножители – особенные люди. Подходить к ним с мерками обычного человека не стоит.
Иларион Гдовский поселился в очень дремучем Сороковом бору на берегу Желчи, построил землянку, питался кореньями и травами и молился, молился, молился, очищая ум духовным созерцанием и пребывая в неустанной борьбе с невидимыми духами.
А молился святой Иларион … в дупле огромной сосны. Ещё одно искушение для сознания современного человека. Ну, почему для молитвы надо непременно выдолбить нишу в огромном дереве и молиться в ней???

Святой Иларион был столпником. Столпничество — это особый вид православного подвижничества. Столпник подвергает себя добровольным мучениям и через умерщвление плоти возвышается духом. Всё это приближает подвижника к Богу.
Как правило, столпники устанавливали высокий столп, на вершине которого они сутками молились. Преподобный Иларион замкнул себя в дупле огромного дерева.
Подвиги столпничества настолько непонятны моему сознанию, что я вообще не разрешаю себе об этом размышлять, потому что ничего умного я подумать об этом не смогу.
Вся жизнь преподобного заключалась в непрестанном труде, бдении, воздержании, кротости, смирении и всецелой преданной любви к Богу.
В 1460 году преподобный Иларион основал на берегу реки Желчи, Покровский монастырь, в котором и был погребён 28 марта 1476 года.
Пять столетий прошло, а люди не забывают Илариона Гдовского. Приезжают к нему, идут в храм поклониться мощам святого, идут в часовню, выстроенную вокруг сосны, в которой молился Иларион.
Да, сосна чудесным образом сохранилась. Старая часовня, построенная вокруг сосны, разрушилась, и отец Евгений построил новую, в которой побывали и мы.

Отец Евгений построил часовню, восстановил разрушенный в годы Советской власти храм.
С Божьей помощью, с помощью прихожан и молитвами батюшки Николая Гурьянова с о. Залит богослужения в обновлённом храме начались в 2009 году.
Кстати, батюшка Николай не благословил строить новый мост через Желчу. Так нам сказал отец Евгений. Хотя когда-то два берега реки связывал мост, который был разрушен в Великую Отечественную войну. И с тех пор его не восстановили… А люди едут и едут...
И на маленьком ветхом плоту с Андреевским флагом встречает их отец Евгений и перевозит на поклон преподобному Илариону Гдовскому.

Конечно, я написала лишь малую часть славной истории этого удивительного места, затерянного в дремучих псковских лесах…
Места, где нет времени. А есть чувства. И их много!
Радость, восхищение, удивление, смирение, восторг, благодатный покой и благодарность Божьему промыслу, который привёл меня на Псковскую землю и показал потрясающую красоту земного мира, пребывающего в гармонии с миром небесным.
|
</> |