Батальонъ


Сходил на премьеру фильма "Батальонъ", снятого по мотивам истории знаменитого женского батальона смерти Марии Бочкаревой. Бочкарева - из крестьян, суровая русская женщина непростой судьбы. С началом Первой мировой решила пойти на фронт, для чего ей пришлось написать телеграмму лично царю - женщин в действующую армию не допускали. Служила храбро, став кавалером Георгиевского креста, и после двух ранений и участия в множестве боев была произведена в старшие унтер-офицеры. А летом 17-го к ней обратился Керенский с просьбой об организации "женского батальона смерти" - для поднятия боевого духа в армии. С этого момента и начинается действие фильма.
Основной его пафос, естественно, патриотизм. Но главное мое ощущение после просмотра - это разваливающаяся на глазах страна. По-моему, это очень печальное кино - крайне грустно и больно смотреть на слабую, умирающую Россию, каковой она оказалась летом 1917 года, увешанная лозунгами о свободе, равенстве и братстве. Адвокатишко Керенский, стучащий кулачком по столу в Генеральном штабе. Пьющие офицеры, которым не подчиняются их собственные полки, потому что высшая инстанция теперь - революционные солдатские комитеты. Деградировавшая армия, куда для воодушевления мужчин посылают воевать женщин. В общем, хроники распада во всей своей красе.

Бочкарева - крайняя слева
Я хоть частенько ругаю большевиков, но катастрофа 1917 года, по правде говоря, не их рук дело. Они лишь успели вовремя подсуетиться. Революция - это не октябрьский переворот и не разгон Учредительного собрания. Революция - это куда более глубинное явление самоуничтожения общества. Когда сам народ добровольно, по собственной воле встает на путь хаоса и разрушения. Когда все былые устои и принципы радостно ниспровергаются возбужденной толпой и одурманенные ложным ощущением свободы люди уничтожают собственную страну. В фильме в роли этого тарана выступают солдаты действующей русской армии - деморализованные и распустившиеся под воздействием революционной пропаганды простые русские мужики. Которым плевать на всё. На Бога, на долг, на офицеров. Царя-то сбросили! Скоро будут землю делить! Революция же!
Впервые в своей истории русская армия отказывалась сражаться за родную землю.
И вот эта картина - картина впавшего в грех революции народа удручает больше всего. То есть ты отчетливо понимаешь, что дело совсем не в Керенском, не в Милюкове, не в апрельских тезисах Ленина и не в террористических группах эсеров. Всё это - рябь на поверхности темного океана социального разложения. Можно было посадить или повесить тысячу самых активных революционеров, но этим уже нельзя было остановить движение масс. Как мудро заметил Виктор Гюго, нет ничего сильнее идеи, время которой пришло. В 17 году в России наступило время идеи революции. И само русское общество, поддавшись идеологическому штурму европейскими учениями, принялось разрушать свое государство и само себя ради нелепой мечты о построении очередной вавилонской башни.

А патриотизм в фильме есть. Обреченный патриотизм. Патриотизм, который никому уже словно и не нужен. На фоне общего разложения и деградации всего государственного механизма, патриотизм русских женщин выглядит практически абсурдно. Мужчины воевать за страну отказываются, предпочитая распивать принесенный немцами шнапс, а женщины идут на штурм вражеских укреплений. Сюрреализм.
Ну а русские женщины - с ними всё понятно. Они всегда были нашей заслуженной гордостью. Но даже целый батальон русских женщин - это слишком мало, если целая нация заражается вирусом разложения.

Великие княжны Ольга и Татьяна перевязывают раненого
Берегите свою страну. Патриотизм - это не только готовность умереть за нее на поле сражений. Патриотизм - это еще умение любить родину такой, какая она есть. Истинный патриот, человек, любящий свою страну по-настоящему, никогда не станет разрушать ее, даже ради достижения какой-то благой цели. Для этого он просто не подходит - слишком любит то, что создавалось веками.
И сходите на "Батальонъ".
|
</> |